Культурный центр ДОМ

26 декабря 2009

Музыкальные ландшафты Марка Пекарского. Территория кича.
Ансамбль ударных Марка ПЕКАРСКОГО

Марк Пекарский,
Андрей Винницкий,
Дмитрий Власик,
Елисей Дрегалин,
Ксения Красавина,
Игнатий Матюхов,
Евгений Полтораков,
Александр Суворов,
Дмитрий Щёлкин

Заслуженная артистка РФ, Солистка московского музыкального театра «Геликон – опера» Алиса Гицба (сопрано),
Лев Рубинштейн (чтение),
Павел Карманов (клавишные),
Артур Гирский (скрипка, США),
Марина Катаржнова (скрипка),
Григорий Кротенко (контрабас),
Иван Бушуев (флейта)

[музыка для ударных]


Первое отделение:

Павел Карманов. "ДУША МОЯ" для голоса и ансамбля (2000)
Текст Е. Фанайловой,
Георгий Пелецис. "ЦВЕТУЩИЙ ЖАСМИН" для скрипки,вибрафона и камерного оркестра Марка Пекарского (2008),
Александр Мосолов. "ЧЕТЫРЕ ГАЗЕТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯ" (1926).
Транскрипция для камерного ансамбля Эдисона Денисова (1981).
Версия для сопрано и ударных Марка Пекарского (2007)

Скажите всем…(Известия ВЦИК’а № 87)
Собака сбежала… (Известия ВЦИК’а № 92)
Гражданин Заика… (Известия ВЦИК’а № 78)
Лично хожу… (Известия ВЦИК’а № 78)

Марк Пекарский. "ТАНГО" для ансамбля ударных (1995)

Второе отделение:

(В перерыве прослушивание песен из репертуара «Битлс» в исполнении Кетти Бербериан)

Владимир Мартынов. "ПОЯВЛЕНИЕ ГЕРОЯ" для чтеца и ударных (1999).
Тексты Л. Рубинштейна

Признаюсь, задача рассказать о киче не из лёгких. Попробуйте кратко и точно определить значение, назначение и смысл этого термина! Умные мысли умных людей, увы, не проливают света на проблему. Судите сами:
«Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни». Это из «Авангарда и китча» Клемента Гринберга (1939).
В 1998 году вышла работа Одда Нердрума «Китч — трудный выбор». «Китч, — говорит он, — это страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей. И в то же время он связан и с религией, и с правдой. В китче мастерство — решающий критерий качества… Китч служит самой жизни и обращается к индивидууму».
И, наконец, Милан Кундера в книге «Невыносимая лёгкость бытия» (1984) «определяет» смысл этого художественного явления: «Кич есть абсолютное отрицание говна в дословном и переносном смысле слова; кич исключает из своего поля зрения всё, что в человеческом существовании по сути своей неприемлемо».
Всё умно и остроумно, — но что же такое, этот самый кич?! Приведённые здесь цитаты, вроде бы, понятны, и слова всё больше знакомые, — а проблема остаётся нерешённой, как была… Да и правописание слова не узаконено, — кто-то выводит его из немецкого языка и пишет китч (Kitsch). Из польского же пришёл совсем «упрощённый» вариант написания — кич (от Суč — поделка).
Пожалуй, определение, почерпнутое нами из Интернета (Википедия — свободная энциклопедия), даёт какое-то представление об этом интереснейшем явлении: «Термин, имевший хождение в 1960 — 1970-е гг. и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило более веское понятие постмодернизм. По сути, К. есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма. К. — это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к К., должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нём должен быть увлекательный сюжет. Но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В К. могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий».
А вот «Культурология: Словарь» Кравченко А.И. (М., Академический проект, 2000): «КИЧ (нем. Kitsch — халтурить, создавать низкопробные произведения; нем. Verkitchen — дёшево распродавать, продавать за бесценок, делать дешёвку; англ. for the kitchen — «для кухни»), дешёвка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект; синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности 2-й половины XIX — начала XX вв. К. распространился как промышленная имитация уникальных изделий. Позже К. распространился на все сферы искусства: от станковой живописи до всех видов искусства, в том числе не только традиционные — литература, музыка, театр, архитектура, но и кинематограф, телевидение. В 1960—1980-е гг. предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры. Особую популярность К. получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео в различных формах стандартизированного бытового украшения. К. захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но народное искусство, куда проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения. В каждой стране обнаруживаются национальные особенности К. Широкое распространение К. получил и в России. В современном мире К. настолько распространен, что специалисты выделяют несколько его разновидностей. Ретрокич — мода на классический исторический кич. Сегодня многие коллекционируют классический кич: статуэтки, коробочки, коврики, открытки. Ярмарочный кич — современные рыночные кошки-копилки, игрушки, отдалённо напоминающие народные, и другие поделки. Неокич, включающий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка — карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая сигаретами). Кэмп — псевдоинтеллектуальные образчики наиболее уродливых проявлений кича. Для К. характерны набор суррогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность. В отличие от подлинных видов искусства К., не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутнённого, самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным образцам, К. намеренно низводит их до банальности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, К. тяготеет также ко всему таинственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным наукам, но без стрессов и метаний. Поэтому в К. распространены упрощенные образцы сатанизма. Предметом интереса К. являются также скандальные сенсации, модные проблемы, современные научные идеи, поданные в вульгаризованном, поверхностном виде».
Ну, вот, вроде бы и всё, найденное мною по поводу кича. Старался, как мог. А сейчас вам будет предложено наше представление об этом отнюдь неоднозначном явлении.
Слушайте и наслаждайтесь…, кто, конечно, сможет…

В 1976 г. Марк Ильич Пекарский организовал первый в нашей стране и до сего дня единственный постоянно концертирующий «Ансамбль ударных инструментов».

Первое выступление Ансамбля в московском Доме ученых 6 декабря 1976 г. с восторгом было принято публикой и прессой. С тех пор Ансамбль ударных инструментов с неизменным успехом выступает у себя в стране и за рубежом, участвует в крупных фестивалях, записывается на радио и ТВ, выпускает грампластинки и компакт-диски.

В 1990–1992 гг. Ансамбль являлся штатным коллективом Всесоюзного гастрольного концертного объединения «Союзконцерт» Министерства культуры СССР. Поистине триумфальным был дебют Ансамбля в 1986 г. на берлинском фестивале 36. Berliner Festwochen. Газета Tagesspiegel назвала Ансамбль «катализатором творчества советских композиторов» и признала его «восточным конкурентом» Les Percussions de Strasbourg, – самого известного ансамбля ударных в Европе. «Сравнение их со знаменитыми Les Percussions de Strasbourg не является преувеличением, – писала швейцарская газета Neue Züriche Zeutung. – Невероятная точность и сыгранность, непринужденное обращение с поистине бесчисленным инструментарием, а также способность к стилистическому перевоплощению! Понятно, почему русские композиторы с удовольствием работают с Ансамблем Пекарского».

«Может ли музыка для ударных удерживать внимание зрителей в течение целого вечера? – Может, если речь идет о такой блестящей группе, как московский ансамбль Марка Пекарского», – это мнение рецензента газеты Berliner Morgenpost (Германия) разделяют слушатели, побывавшие на концертах Ансамбля Пекарского.

Ансамбль Марка Пекарского – участник многих церемоний, таких как открытие художественных выставок в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Государственной Третьяковской галерее, в Центральном доме художников на Крымском валу и др., открытие международных кинофестивалей в Москве и Сочи. Открытие спортивных соревнований, в том числе Чемпионата по дзюдо в Санкт-Петербурге, вручение премий «Золотая маска», «Золотой орел», «Хрустальная Турандот».

Каждое выступление Пекарского и его ансамбля является значительным событием современной культурной жизни и не обходится без премьеры нового сочинения или дебюта молодого композитора.

Ансамбль обладает эксклюзивным репертуаром (около 200 сочинений), созданным российскими и зарубежными композиторами специально для него. Основа репертуара Ансамбля – произведения, написанные специально для него. С. Губайдулина и Э. Денисов, В. Суслин и А. Шнитке, В. Мартынов и А. Кнайфель, А. Вустин и А. Раскатов – несколько поколений российских композиторов внесли свою лепту в создание уникального репертуара Ансамбля.
В процессе работы над концертными программами выступления Ансамбля ударных Пекарского превратились в своеобразные театрализованные действа. «Вы думали, что существуют четыре элемента музыки, не так ли? Мелодия, гармония, ритм и тембр? Неверно! Их пять, что наглядно показал Марк Пекарский… Добавьте театр!» – Glasgow Gerald (Шотландия).

Состав ансамбля:

Художественный руководитель – Марк Пекарский
Участники: лауреат международного конкурса Андрей Винницкий, дипломант конкурса музыкантов-исполнителей Дмитрий Щёлкин, Дмитрий Власик, Антон Вашуков

Андрей Винницкий (род. 1980) окончил Лицей при Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова по классу ударных инструментов. В 1993 г. стал лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей на ударных инструментах, а в 1998 г. – разделил с А. Дойниковым первое место в Международном юношеском конкурсе «Симфония» в Волгограде. В 1998 г. поступил в класс ансамбля ударных инструментов М. И. Пекарского на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории. По окончании курса в 2002 г. продолжил под руководством М. И. Пекарского свое совершенствование в аспирантуре кафедры современной музыки Московской консерватории, став участником ансамбля солистов Студия новой музыки. Выступал как солист, а также в составе различных ансамблей в США, Англии, Франции, Германии, Португалии, Голландии, Чехии, Латвии и в различных городах России. В 2000 г. был участником летних семинаров в Трстенице (Чехия).

Дмитрий Щёлкин (род. 1979) – обладатель уникального музыкального таланта, который реализуется им абсолютно нетрадиционным способом. Начав, как и большинство его молодых коллег, со службы в симфоническом оркестре, Д. Щёлкин вскоре полностью посвятил себя сольной и камерно-ансамблевой деятельности. Его музыкальные привязанности делятся в равной мере между современной и старинной музыкой, – и если в современной части он с успехом овладевает традиционным сольным репертуаром, то в сфере старинной музыки он ищет свой особый путь, коренным образом отличающийся от догм так называемой аутентики.
С инструментами ХХ-XXI века – маримбой и вибрафоном – Д. Щёлкин смело вторгается в область музыкального Ренессанса и классицизма, до того являвшейся вотчиной барочных «аутентистов» с традиционными инструментами (клавесин, лютня). Сегодня музыкант с полным основанием может составить серьезную конкуренцию этим исполнителям. Его интерпретации неизменно изобретательны, тонки, импровизационны и в то же время тщательно продуманы и исторически обоснованы.
Наряду с сольной деятельностью, Д. Щёлкин активно сотрудничает с ансамблями современной и старинной музыки. Среди них – Pratum Integrum, Студия новой музыки, Musica Viva, The Pocket Symphony.
Д. Щёлкин окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу ударных инструментов. В 2002 г. с отличием окончил Московскую консерваторию по классу ансамбля ударных инструментов М. И. Пекарского, Д. Щёлкин в настоящее время является аспирантом Московской консерватории и работает над диссертацией по теме «Ударные инструменты в музыке Средневековья и Возрождения».
Д. Щёлкин принимал участие в различных музыкальных фестивалях в Москве, Петербурге и других городах России, Латвии, Чехии, Испании, Бельгии, в фестивалях «Ударные дни Марка Пекарского» в Москве. В составе Ансамбля Марка Пекарского совершил гастрольную поездку по городам Сибири в рамках проекта «Возрождение гастрольной карты России» Фонда Русское Исполнительское Искусство. Является дипломантом конкурса музыкантов-исполнителей в Казани (1999). В 2000 г. был участником летних семинаров в Трстенице (Чехия).

Дмитрий Власик (род. 1981) начал заниматься музыкой с 7 лет. В 1995 г. окончил Детскую музыкальную школу им. Бетховена по классу фортепиано. Его «музыкальная история» столь же коротка, сколь и насыщена множеством интереснейших событий. Переехав в 1998 г. на постоянное жительство в Канаду, он окончил колледж Доусон в Монреале по специальности «социальная психология». Однако влечение к музыке не покидало его, и он начал брать частные уроки игры на джазовой установке.
Встреча с М. И. Пекарским во время одного из приездов Д. Власика в Москву положила начало его серьезным занятиям на ударных инструментах. В 2001 г. Д. Власик вернулся в Москву и поступил в Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных в класс ударных инструментов М. И. Пекарского. За два года он не только приобрел необходимые общемузыкальные знания, но и овладел техникой игры на совершенно новых для него инструментах – маримбе и мультиперкуссии. Окончив МССМШ им. Гнесиных в 2003 г. экстерном, Д. Власик поступил в класс ансамбля ударных инструментов М. И. Пекарского на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, студентом которого является в настоящее время. Д. Власик ведет активную концертную деятельность, исполняя камерную музыку, а также является участником концертного дуэта маримбафонистов А. Дойников – Д. Власик. На его счету уже немало музыкальных премьер с самыми различными музыкальными коллективами, солистами и коллегами-студентами.
В качестве солиста он принимал участие во II Международном фестивале «Ударные дни Марка Пекарского» в Москве (2003), в фестивалях «Московская осень» (2003, 2004, 2005), в Фестивале им. Рославца и Габо в Брянске (2002, 2004) в Липецке, Краснодаре и других городах России. В 2002 г. был участником летних семинаров в Трстенице (Чехия).

Антон Вашуков (род. 1985) начал заниматься на ударных инструментах в г. Северо-Двинске, продолжив вскоре свое образование в Училище искусств в г. Петрозаводске, после окончания которого стал студентом класса ударных инструментов Петрозаводской государственной консерватории. В 2005 г. поступил в класс ансамбля ударных инструментов М. И. Пекарского на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, студентом которого является в настоящее время.

Начало в 20.00
Вход: 400 руб., студентам - 300 руб.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда