Культурный центр ДОМ

20 ноября 2010

OVAL (Германия)
специальный гость:
MATSUTAKE
[экспериментальная электроника]


Трудно найти человека, столь сильно повлиявшего на развитие музыки в
"нулевые", как немец Маркус Попп. Со своим проектом Oval, Маркус совершил
революцию – он не только и не столько придумал и популяризировал новый
музыкальный стиль, сколько полностью изменил мышление. До его прихода
электроника развивалось главным образом по пути поиска совершенства
(идеально ровный ритм, идеально чистый звук), Маркус же поднял на щит
Ошибку. В его музыке главным стала cлучайность, несовершенство, неожиданно
возникший артефакт. Именно он считается пионером глитча – жанра,
построенного на "эффекте поцарапанного диска". Его композиции развиваются
не плавно и поступательно, а строятся на череде резких и хаотичных смен
ритма, его музыкальное полотно словно соткано из рваных фрагментов
неправильной формы. "Новое мышление" породило армию последователей: вокруг
глитча сформировалась масштабная сцена (достаточно вспомнить лейблы 12k и
Mille Plateau), но влияние Маркуса вышло далеко за пределы круга
экспериментаторов-подпольщиков. Его идеями увлекались такие люди, как
Бьорк и Мэтью Херберт, да и нынешние властители умов Flying Lotus и Hudson
Mohawke, по сути, выросли из его "сбойных симфоний".

Эволюция Oval была сложной и долгой. Поначалу Oval был полноценной
группой, куда помимо Маркуса входили еще два музыканта, Себастьян Ошац и
Франк Мецгер. Их первый альбом "Wohnton" сейчас окрестили бы индитроникой:
это были меланхоличные поп-песни, чем-то напоминающие нынешних Notwist и
Lali Puna, в аранжировках которых уже во всю просматривался тот самый
глитч. Гитары и синтезаторы вдруг начинали щёлкать и заедать, а
ритмические петли – хромать и запускаться заново не успев доиграть до
конца. После выхода альбома "Systemisch" Себастьян и Франк покинули
группу, и Маркус с головой погрузился в эксперименты, отбросив надоевшие
песенные структуры. Маркус изощренно издевался над компакт-дисками,
царапая их, рисуя на них фломастером и заклеивая изолентой. Полученный
звук Попп записывал и, выбрав самые удачные фрагменты, собирал из них
коллажи. Одним из "подопытных" дисков для него стал альбом Aphex Twin
"Selected Ambient Works II".

Еще одной отличительной особенностью Oval стало использование компьютеров,
которые в тот момент считались дурным тоном. Мол, компьютерный звук – для
тех, у кого нет денег на синтезаторы. Маркус же доказал, что компьютер –
самостоятельный инструмент с огромным потенциалом, просто требующий
совершенно иного подхода. Маркус не только использовал максимум уже
существующих программных средств, но и создавал собственные. Эталоном
такого подхода стал альбом "Ovalprocess" – Попп сначала создал одноименную
программу, а затем записал при её помощи альбом, не забыв приложить "софт"
к CD-изданию.

Как и подобает авангардисту, известности у масс Oval не снискал, но пресса
его буквально боготворила. Журнал The Wire поставил альбом "94 Diskont"
(первый, записанный Маркусом в одиночку) на 5-е место в годовом топе, а
Allmusic неожиданно выдал пятибалльную рецензию. В 2003-м, PitchforkMedia
включил этот диск в список 50 лучших альбомов девяностых. Автор книги
"Музпросвет" Андрей Горохов пошел еще дальше, называя Маркуса едва ли не
главным новатором современной электроники. Не отставали и коллеги по цеху
– ремиксы Маркусу заказывали Tortoise, Pizzicato Five и Ryuichi Sakamoto,
а Bjork даже засемплировала трек "Aero Deck" в песне "Unison" с альбома
"Vespertine".

Альбом "O", с которым Маркус приезжает в Москву – его первая сольная
запись после девятилетнего перерыва. Сохранив верность авангардному
саунд-дизайну, Маркус на этот раз заметно разбавил звучание акустическими
элементами. На пластинке слышны живые барабанные петли и акустическая
гитара, привычно препарированные и нарезанные мелкими неровными кусками.
Пластинка чем-то напоминает последний альбом Autechre – с одной стороны,
налицо эксперимент и почти фри-джазовая свобода от правил, с другой – за
экспериментальной формой отчетливо видны традиционные гармонии и даже
мелодика. О том, что для Маркуса, всегда опережавшего время, сейчас,
похоже, настал момент славы, красноречиво свидетельствует простой факт.
Пластинка "Oh", предварявшая выход альбома, успела распродаться до того,
как в магазины попали первые экземпляры – весь тираж "улетел" по
предзаказам.

Страница OVAL:
ССЫЛКА >>

MATSUTAKE
Кому-то Женя Горбунов, стоящий за проектом Matsutake, знаком как
участник оголтелой поп-группы Narkotiki, кому-то - как половина
электронного дуэта Stoned Boys, однако Matsutake - первый и самый
живучий женин проект, в нем нет определенного формата, только
следование конкретным творческим задачам и вытаскивание наружу детских
впечатлений автора, живущих глубоко внутри него.

Женя Горбунов: "Я не делаю экспериментальную музыку, для меня само это
понятие нелепо, музкант, художник, кто угодно, должен изначально
понимать, что он собирается сделать, даже если музыка получается в
итоге импровизации. Я не собираюсь ни над чем и ни над кем
экспериментировать, просто делаю музыку в первую очередь о себе и для
себя, и если она кажется кому-то интересной, это прекрасно"

Первый альбом "Nine & Seventeen" был издан аж в 2004 году украинским
лейблом Nexsound и удостоился внимания слушателей со всего мира.
Рецензии на альбом появлялись на сайтах Голландии, Германии, Австрии,
Чили, а также в немецком журнале De:Bug.

ССЫЛКА >>

После этого о проекте долгое время ничего толком не было слышно. И вот
совсем недавно на польском лейбле Mathka вышел третий альбом Matsutake
"Singin' Skin", в котором прогрок, краут и звуковые ландшафты
превращаются в цельное произведение из 3-х частей, в некую сказку, о
содержании которой можно только догадываться.

ССЫЛКА >>

Денис Колокол, музыкант и журналист: "...никто здесь не подражает
конкретной музыке - скорее, автор тянет из нее эссенцию, пропуская
сквозь собственные эстетические сенсоры. Это не генетически
модифицированный продукт, но мутант, органически выросший,
самостоятельно функционирующий и претендующий на собственное место под
солнцем."

Несмотря на пугающие слова Дениса про мутантов, новый альбом Matsutake
вполне подходит для прослушивания воскресным утром, никакого
аудиотеррора, кроме, разве что, игры смычком на стеклянных стаканах,
тут нет. Женя, не долго думая, выложил свое творение в сеть:

ССЫЛКА >>

Выступление с Oval станет первым лайвом Matsutake в Москве и третьим
за все существование проекта. Музыку Женя будет сочинять на ходу,
импровизируя разом на нескольких инструментах.

Начало в 20.00
Стоимость билетов: 600 руб. до ноября, 800 руб. в ноябре и 1000 руб. в день концерта.
Количество билетов ограничено.

Предварительная продажа в Доме:

среда-пятница

15.00-19.00
если нет мероприятий
15.00-22.00
если есть мероприятие

другие дни

17.00-22.00
ТОЛЬКО если есть мероприятие



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда