Культурный центр ДОМ

09 июня 2010

АЙ - ТАЛ (Якутия)
Юрий СПИРИДОНОВ (Сиэн ТИИТЭП) - гитара, вокал,
Александр СПИРИДОНОВ - саксофон,
Михаил ПЕРЕТЕРТОВ - гитара,
Игорь ИВАНОВ - бас,
Сергей ПАВЛОВ - ударные, перкуссия,
Геннадий СЕМЕНОВ - вокал
[мировая музыка]


Спиричуэлс по-якутски.

Несмотря на опыт гастрольных выступлений в Европе и Японии группа «Ай-тал», особенно в последнее время, - редкий гость в Москве. Живут они в таежном поселке Сунтар (остающийся, несмотря на статус районного центра, все же крошечным селом), откуда выбраться удовольствие нелегкое, да и дорогое.
Музыка, исполняемая Ай-Талом, несмотря на современный электроинструментарий, аутентична, как ни у кого - им порой удается воссоздать древний мир Саха настолько явно, что порой становилось не по себе. Что не удивительно: якутский фольклор в крови: деды и прадеды братьев Спиридоновых были известными олонхосутами (певцами-импровизаторами). Известна легенда, что после затопления родного села спиридоновский дед плыл с семьей к новому месту обитания на лодке, попавшей в водоворот и медленно кружившей трое суток. Все это время певец пел не умолкая, обращаясь за помощью к верхним духам. И река отпустила переселенцев.
(Ряды «Ай-тала» поредели, и это страницы отдельной печальной истории, из пепла которой «Ай-тал» всякий раз возрождается чудом, как Феникс).
Юра Спиридонов (Сиэн Тиитэп) сейчас работает в новом формате - записал два альбома простых и красивых песен - теплых, доверительно-искренних, с щемящей грустью и печальным опытом жизни, при этом полных воздуха и света. Юра всякий раз поражает какой-то духовной силой, играет ли на барабанах или поет. (Кстати, якуты могут петь горлом не хуже тувинцев. После Юриного мастер-класса горлового вокала в Глазго один из его британских друзей записал альбом, и получился по меньшей мере не банальный гибрид Питера Гэбриэла с «Ай-талом»:)
То, что поют участники группы, есть подлинное современное олонхо: в их голосах, их музыке звучит дух народа Саха, как называют себя якуты. Даже саксофон и электрогитары звучат как народные инструменты. Можете поверить.
Старики расска¬зывают, что когда запевали лучшие олонхосуты, тучи рассеивались, открывая солнце или луну и звезды, зависимо от времени суток.

Публикации:
Журнал «Знамя, №4б 2001, Василий Костырко
Восток, пришедший с Запада (Фестиваль ориентальной культуры «По ковру». 13–17. XII. 2000.
Обычные для афиш культурного центра «Дом» бойкие названия вроде «Шаманоид» или «Виртуальная ритуальность» вполне можно уподобить «ковровому бомбометанию», цель коего — завлечь в «Дом» возможно более широкие массы, начиная с читателей журнала «Афиша» и кончая адептами Кастанеды. К счастью, и остальным пугаться не стоит: во главу угла клуб «Дом» ставит прежде всего качество музыки.
Шаманоид Ай-Тал (Якутия)
Что делать, мода на шаманизм, в котором столичный житель в силу своего полнейшего невежества усматривает одно лишь экстатическое начало, неистребима. Кроме того, почти все, что делал Ай-Тал, в свое время действительно входило в арсенал приемов шаманского пения — это и подражание птицам (так шаман обозначал прибытие своих духов), и горловые хрипы, и (временами) «заумь» на уровне текстов.
Единственное, чего не хватало на сцене «Дома», — это бубна.
Причина тому, как ни удивительно, заключается именно в аутентичности музыки Ай-Тала. На родине музыкантов московская рекламная стратегия могла бы сработать как мощная антиреклама. Например, в «шаманских» материалах этнографа Ксенофонтова зафиксировано представление, что каждый шаман имеет на реке мертвых запруду, где кольями служат умершие, а духи-помощники время от времени пожирают его близких.
Лидер группы Юрий Спиридонов уже несколько лет принципиально с бубном не выступает. Для музыкантов Ай-Тала даже выступление на сцене «Дома» не костюмированный праздник, а путь по краю пропасти, когда в любой момент можно сорваться в сумрачные глубины культурной памяти. Надо ли добавлять, что техника безопасности при обращении с ними в наше время почти полностью утрачена.
Главные темы устроенного группой Ай-Тал музыкального представления не были отмечены ни во вводных, ни в заключительных словах, равно как и культурное двухголосие Ай-Тала, соединившего две совершенно разные музыкальные традиции — степенную, основательную, «оседлую» (якутскую) и бурную, экстатическую «кочевую» (эвенкийскую).
Полярная ночь, завывание вьюги, потрескивание дров в очаге, плач ребенка, топот оленей снаружи, затем появление солнца и пробуждение природы, весеннее пение птиц, все более учащающаяся пульсация жизни, разрешающаяся в песне кругового танца (исполнялась в день летнего солнцестояния) — вот его основные этапы. Отказавшись от электронной аппаратуры, якутские музыканты воссоздали космический ритм, пронизывающий жизнь людей, которые живут «в чистоте с природой», — потерянный рай, чья близость обманчива даже для наследников сибирских культур.
Александр Липницкий, “Московская правда”
Вся надежда – на шаманов
“Ай-тал”… Эта якутская группа покорила Берлин прошлой осенью, а в марте дождалась своей очереди и родная аудитория. Интересна оценка англичан из “Infidels” (лидер группы, вокалист Ник Хоббс – по совместительству матерый менеджер, за 15 лет работы прокативший по свету десятки групп от “Пер Убу” до Марка Алмонда, а перкуссионист Дидс – последний барабанщик легендарной певицы Нико из “Велвет Андеграунд”). Так вот их общее мнение: “Концерт “Ай-тала” – одно из самых грандиозных зрелищ, которые нам довелось увидеть в жизни”.
Я солидарен с англичанами. “Ай-тал” превзошел себя. Удачно продумав начало – вместе с элегантной и гениальной певицей Степанидой Борисовой, айталовцы от песни к песне расходились и устроили под конец настоящую шаманскую феерию, силу экстатического воздействия которой словами не описать.

Начало в 20.00
Вход: 400 руб., студентам - 300 руб.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда