Культурный центр ДОМ

30 марта 2010

Лидия КАВИНА - терменвокс

и гости:

Олеся РОСТОВСКАЯ
Анастасия ЛОПАТИНА,
Вероника ШАКИРОВА,
Яна и Лана АКСЕНОВЫ,
Руслан ПЕГОВ,
Юлия КАТОРГИНА,
Ираида ЮСУПОВА
с проэктом "Роза ветров 3"

[музыка для терменвокса]


"На моем концерте я намереваюсь объединить оркестр терменвоксов в коллаже
неоклассики,современной музыки и импровизаций. Прозвучат произведения Россини, Грэнжера, Вареза, Кампоса, и др."
Лидия КАВИНА

Лидия Кавина - родилась в 1967 году в Москве. Известна во всем мире как виртуоз-исполнитель на терменвоксе. Американский журнал "Keyboard" по праву считает ее "звездой терменвокса №1". Лидия Кавина является последней ученицей великого Льва Термена и его внучатой племянницей. Обучаясь игре на терменвоксе у Термена, Лидия Кавина в то же время получала и вполне академическое музыкальное образование. Ее обучение завершилось в 1997 году после окончания факультета композиции Московской государственной консерватории. Образование композитора помогает ей пропагандировать инструмент, которому она посвятила свою жизнь.

Лидия Кавина: "Терменвокс - это революция в искусстве"

Лидия МЕЛЬНИК, специально для «Профиля»
(http://profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=1666)

Почти девяносто лет назад, в октябре, совсем юный выпускник класса виолончели консерватории и физико-математического факультета Петроградского университета в довольно узком кругу впервые продемонстрировал свое изобретение: похожий на закрытую пианолу ящичек, звук которого извлекался взмахами руки прямо из …воздуха. В действительности же внутри имелись генераторы, а на поверхность были выведены две антенны, в магнитном поле которых и совершались волшебные пассы. Оглушительный успех к инструменту, названному по имени молодого изобретателя Льва Термена терменвоксом, пришел несколько позже после очередного всесоюзного электротехнического конгресса. Сам Владимир Ильич Ленин изъявил желание обучаться игре на необычной конструкции, а также задумал издать декрет о массовом изготовлении терменвоксов, но не успел. А если бы даже прожил дольше, то вряд ли смог брать частные уроки у изобретателя (и длительное время единственного солиста), поскольку тот отправился покорять Европу и США, где и решил остаться.

Вся дальнейшая биография Льва Термена больше похожа на приключенческий роман: короткий период успешного инженерного бизнеса на американском континенте, брошенная ради чернокожей танцовщицы русская жена, новые изобретения и тайное возвращение на Родину в 1938-м. Дата была избрана весьма неудачно, так как уже вскоре всемирно известный изобретатель вместо воспроизведения звуков из воздуха возил тяжелые груженые тачки на Колыме. Сумев рационализировать даже этот нехитрый процесс, оказался в «шарашке» (так называли закрытые исследовательские институты, где полузаключенные таланты работали в основном над усовершенствованием охранных и подслушивающих систем КГБ) на соседних нарах с Сергеем Королевым.

После реабилитации Термен много лет работал для все тех же «закрытых» учреждений, создав, в частности, одну из самых совершенных систем прослушивания иностранных посольств. Сегодня уже известна история о том, как добрые пионеры как-то подарили чрезвычайному и полномочному очень красивую декоративную тарелку, а потом над источником утечки информации сотрудники счастливого обладателя подарка бились почти 20 лет. И таких полумифов в биографии Льва Термена не счесть.

В нем действительно было что-то от гетевского персонажа – неслучайно одна из книг об изобретателе названа «Советский Фауст». Он сумел сохранить элегантность потомственного французского аристократа (коим, кстати, и являлся), даже оставаясь механиком шестого разряда и ютясь в коммунальной нужде с новосозданной семьей. Ведь в США все, даже собственная жена, считали Термена похищенным советскими агентами и давно покойным, пока в 1960-х годах в СССР не приехала одна из самых известных терменвоксисток Клара Рокмор, случайно обнаружив, что друг и наставник ее юности жив, здоров и даже снова слегка в нее влюблен. Похоже, именно эта неутолимая жажда жизни и вечный поиск позволили нашему герою пережить все удары и невзгоды, даже свою фамилию он любил читать задом наперед: Термен – «не мрет». Одну из последних моделей терменвокса Лев Сергеевич, 1896 года рождения, создал в середине 1970-х. Последнюю невесту потащил в загс примерно в то же время. Приемные родители 30-летней претендентки силком увели ее из-под венца, что, впрочем, стало причиной настоящей трагедии: по возвращении домой девушка выбросилась из окна.

Посчастливилось Термену еще раз побывать и в США, где его инструмент продолжал совершенствоваться и пользовался заслуженной популярностью. В 1991 году Лев Сергеевич еще дал лекцию в Стенфордском университете. А годом ранее вступил в Коммунистическою партию. На вопрос «Зачем?» отвечал, что когда-то пообещал Ленину, но все никак не находилось возможности…

Умер Лев Термен в 1993 году. В его честь сегодня продолжает работать созданный при Московской консерватории «Термен-центр». А самой известной исполнительницей на «воздушном» инструменте остается двоюродная внучка Термена Лидия Кавина. Именно ей были посвящены и последние модели, и уроки стареющего гения.

Насколько известно, последние модели Лев Термен конструировал именно с мыслью о вас. На каких инструментах играете сегодня?

Все модели Термена ламповые. Одна из последних, сконструированных специально для меня, была в виде латинской буквы U. Эта модель обладает очень хорошими качествами звука, но она довольно громоздкая, поэтому с ней особо не поездишь, а я очень много гастролирую. Поэтому стала искать возможности иных концертных инструментов, даже обращалась к другим инженерам. Один из них – тоже Лев, Лев Дмитриевич Королев уже лет пятьдесят делает терменвоксы. И делает их очень хорошо, но с одним маленьким «но»: он продолжил линию второй модели терменвокса, в которой существовала кнопка включения звука, а громкость регулировалась педалью. Эта модель оказалась несколько тупиковой с появлением синтезаторов. А вот классический терменвокс, с воздушным способом звукоизвлечения, актуальности не теряет.

В «Термен-центре» есть также терпситон, сделанный для меня – кажется, это единственная сохранившаяся модель. (Терпситон – «звучащую платформу» для танцовщицы, где звук извлекается уже не рукой, а всем корпусом, Термен разработал еще во время пребывания в США. – «Профиль».) К сожалению, вообще не сохранился полифоничный терменвокс, только записи и прототип.

Сейчас вы играете на…

Конечно же, на классической модели терменвокса. Хотя инструментами Королева тоже пользовалась. В частности, выступая с оркестром Вячеслава Мещерина – уникальным коллективом, созданным в 1950-х годах. Вначале там играл один из первых учеников Термена и, наверное, единственный в Советском Союзе профессиональный исполнитель на терменвоксе Константин Ковальский. Он выступал с 1920-х по 1980-е годы.

Кроме знаменитого дедушки, у вас были еще учителя?

Конечно же, нет. А у кого было учиться?

Например у Кларенка, как любовно еще в 1960–70-е годы называл Лев Сергеевич в своих письмах Клару Рокмор…

С Кларой Рокмор я, разумеется, встречалась, но тогда, когда она уже была в глубокой старости. Но многому можно научиться по ее записям. А еще очень многое постигала сама, разучивая разный репертуар. В процессе обучения других складывалась методика, формировались новые техники.

Появлялись в производстве и новые модели терменвоксов, хотя не могу сказать, что до сегодняшнего дня найдена идеальная модель. Из популярных – безусловно, инструменты Роберта Муга.

Ведь «отец синтезатора», как справедливо называют Муга сегодня, пришел к своему изобретению именно через терменвокс, который впервые сконструировал еще в 12-летнем возрасте по популярной брошюре…

Да, он с этого начал, а его фирма, успешно работающая и после смерти основателя, продолжает до сих пор выпускать терменвоксы. Они чрезвычайно популярны в Америке.

Правда ли, что минимальная стоимость одного такого инструмента 4 000 долларов?

Нет, можно купить терменвокс и за 500 долларов. Кстати, инструмент, на котором я играю, московского производства. Была сделана небольшая серия, около 150 терменвоксов, почти все отправились в Японию. Инструмент профессиональный.

То есть сегодня уже можно говорить о большем количестве профессионалов терменвокса?

Если учесть, что я преподаю, что у меня есть талантливые ученики, то да. С конца 1990-х уже как-то поднакопилось опыта, появились свои представители школы в разных странах. Например, Масами Такеючи, японец, сделавший совершенно фантастическую карьеру. Он приехал в Москву в 1993 году, когда здесь еще и терменвоксы не выпускали. Выучил русский язык. Много лет брал у меня уроки. И сделал терменвокс по-настоящему популярным в Японии. Сегодня у него сотни учеников, он преподает в трех городах, создает из терменвоксов оркестры, в общем – творит совершенно необыкновенные вещи. Умудрился затолкать терменвокс даже в матрешку.

Могу назвать еще одну очень талантливую терменвоксистку, Памелию Керстин. Она больше выступает в джазе, развила свою замечательную технику игры в этом стиле.

С восьми лет училась у меня и Каролина Айк из Германии. Сегодня ей уже 20, и она блестяще развилась, у нее совершенная техника. Еще одна немка – Барбара Бухгольц – больше связана с театральной сценой.

Вы по какой специальности получили музыкальное образование?

Окончила Московскую консерваторию как композитор. Но пишу немного. В какой-то момент перевесила концертная деятельность. Ну и семейная деятельность: у меня двое детей, так что пришлось чем-то пожертвовать. Хотя у меня есть произведения, написанные для терменвокса.

К этому экзотическому инструменту обращались достаточно много композиторов – и первой половины ХХ века, и современных. Насколько известно, вы довольно плодотворно с ними сотрудничаете.

Да, и это очень интересно. Хотя бы потому, что многие из них ищут не только новые выразительные возможности инструмента, но и, к примеру, создают собственную нотацию, указывают соответствующие жесты. Ведь инструмент еще и очень театральный.

Не потому ли самыми известными исполнительницами были женщины? «Легким движением руки» слушателей покоряли и упомянутая уже Клара Рокмор, и Люси Бигелоу-Розен, ну и вы сами…

А Константин Ковальский? (Смеется.) Да, насчет Клары Рокмор я согласна, это была одна из самых выдающихся терменвоксисток. А вот значение Люси Розен было больше историческим, чем эстетическим. Хотя, конечно, как жена очень богатого человека, которая могла позволить себе практически все – и записи, и гастроли, – она сыграла очень важную роль в популяризации инструмента.

Сегодня терменвокс все так же популярен в США?

В Америке и Японии сегодня чуть ли не самый высокий уровень популярности. Условно говоря, 30% – это США, еще 30% – Япония, а все остальное – Европа.

Россия в том числе?

Да. Однако в первую очередь могу говорить о Москве. Здесь тоже достаточно моих учеников уже вышли на достойный уровень. В частности, Олеся Ростовская, Ольга Милавич.

Как воспринимает инструмент неподготовленная публика?

По-моему, здесь неправильно говорить об интересе к инструменту. Самое важное – исполнитель, который правильно, грамотно подает его. Тогда и публика будет соответственно воспринимать. Спекуляций с терменвоксом тоже хватает: только у человека появился терменвокс, он сразу пытается вынести его на сцену, похвастаться, какая у него игрушка. Конечно, от этого страдает уровень исполнения. Выступающих и играющих кое-как, к сожалению, много.

Что для вас как исполнителя очень высокого уровня, создавшего собственную школу, сегодня самое главное в игре?

Как известно, предела совершенству нет. Я стараюсь играть как можно более разнообразную музыку, не ограничиваюсь только классикой, или авангардом, или поп-музыкой, музыкой к кинофильмам. В принципе, стараюсь играть все. Естественно, моя главная ориентация – классика и современная музыка, еще и потому, что образование помогает играть все эти сложные вещи. Но все равно, если ограничиваться только этим, упускаешь очень многое.

Когда приходят композиторы, они часто спрашивают: «А что умеет делать терменвокс?» И как ответить об инструменте, возможностей которого мы еще практически не знаем. Вот проект с Барбарой Бухгольц «Touch… don’t touch…» (показывает диск) и был задуман для того, чтобы снять практически все ограничения. Мы просто сказали композиторам: «Пишите. А мы уже попробуем все это исполнить». И, действительно, композиторы понаписали, кто во что горазд, а мы сначала брались за головы. Но потом, все же, играли.

В первые десятилетия существования терменвокса об инструменте сложилось мнение, что на нем очень сложно, почти невозможно, научиться играть, особенно в быстрых темпах. Сегодня этот имидж разрушен: на терменвоксе можно сыграть столько разнообразной музыки и такими разными техниками, что всего и не перечислишь: и джазовые импровизации, и сложные четвертьтоновые современные композиции.

У меня цель постараться найти возможность сыграть то, что написал композитор. Понять, какой имидж хотел создать он терменвоксу, как задумал реализовать его возможности.

Часто вспоминаете советы Льва Сергеевича, его представления об инструменте?

У Термена было свое отношение к терменвоксу как к лирическому, песенному инструменту. Он называл его песенно-голосовым, «человеческим», именно этот подход привил и мне. Хотя сегодня понимание терменвокса значительно шире.

Термену его инструмент был в первую очередь интересен как музыканту или как изобретателю? Технически или эстетически?

Конечно же, эстетически. Он понимал, что это революция в искусстве.

(По материалам http://profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=1666)

Начало в 20.00
Вход: 400 руб., студентам - 300 руб.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда