|
Культурный центр ДОМ 19 марта 2010
Алан БЛЕСИНГ (Alain Blesing) - гитара Сэнэм ДИЙИДЖИ (Senem Diyici) - вокал, перкуссия (Франция - Турция) [мировая музыка, джаз]
Трудно говорить о лидерстве в дуэте гитариста Алана Блесинга и перкуссионистки и вокалистки Сэнэм Дийиджи. Оба музыканта - заметные личности, каждый на своём стилистическом поле и в своём, как принято говорить, ╚национальном сегменте╩.Сэнэм перебралась во Францию в 1982 году из Турции, где перед этим добилась громких успехов в традиционной национальной музыке. Блесинг - урождённый англичанин, для которого та же Франция стала родным домом десятилетием раньше: среди его ранних проектов, оставивших след в истории - известные прог-роковые французские коллективы ╚Eskaton╩, ╚Foehn╩ и ╚Arsenal╩, а чуть позже - работа с прогрессивными французскими джазменами. Встреча Сэнэм и Алана произошла в 1987 году и открыла для обоих новое направление: Дийиджи увидела партнёра, с помощью которого её этническая музыка могла бы обрести энергетику рок-музыки и искушённость джаза, Алан нашёл принципиально новые для себя мелодические и гармонические возможности. Именно Блесингом была создана программа, основанная на традиционной турецкой музыке, которая и стала базой альбома ╚Takalar╩, выпущенного в 1989 году. На этой пластинке звучит перкуссия Окая Темиза - едва ли не самого известного в мире турецкого джазмена (кстати, говоря о Дийиджи, один из журналистов сформулировал своё отношение так: ╚наверное, это лучшее, что произошло в турецком джазе со времён Темиза╩). Развитием темы стало появление в 1991 году регулярно работающего квартета (╚Senem Diyici 4tet╩), в котором Блесинг постепенно перешёл с электрической гитары на акустическую (и тем самым, к слову сказать, привлёк к себе особое внимание критиков, поскольку его фразировка и звукоизвлечение оказались одновременно и далеки от стандартов, и высочайше музыкальны). Квартет неоднократно записывался, а в 2007 году выпустил концертный DVD ╚Live at the Satellit Cafe╩. Для обоих работа в дуэте и квартете, по-прежнему направленных на довольно свободную импровизацию в рамках этнически-авангардных тем, далеко не единственная в жизни. Сэнэм работала, например, с интереснейшем трио (вокал, арабская лютня уд и скрипка), разрабатывавшим придворный репертуар времён Оттоманской империи; Блесинг в 2004 году образовал великолепный проект ╚Songs From The Beginning╩, с которым выступали и записывались такие звёзды, как Хью Хоппер и Джон Гривз. Даже эти два коллектива, в которых традиционная турецкая салонная музыка соседствует с наследием ╚Henry Cow╩ и ╚Soft Machine╩, дают представление о стилистическом диапазоне, в котором могут работать музыканты. А общий список проектов ими не только не ограничивается, но даже, по сути, не начинается: здесь и ╚Octobando╩ Дийиджи (взгляд на нюансы взаимодействия турецкой и балканской музыки), и ╚String Theory╩ Блесинга (оркестр из ударных, баса, мандолины и... 10 электрогитар), и деятельность Сэнэм в области перевода разнообразных перкуссионных инструментов в компьютерный формат, и увлечённость Алана музыкальной терапией... Словом, музыка создавалась разная и по-разному. Существуют и экскурсы в другие области искусства - так, Сэнэм рисует по стеклу с использованием специальной авторской технологии: её работы выставлялись в нескольких городах Франции, в том числе и под эгидой ЮНЕСКО. Только в совместной дискографии Алана и Сэнэм - около десяти дисков. Общее же количество изданного музыкантами материала близко к сотне, причём там встречаются как сольные записи, так и специально заказанные правительством биг-бэндовые работы. Им доводилось выступать на престижнейших фестивалях по всей Европе и практически всем государствам Средиземноморья, а журнал ╚JazzMan╩ дал их совместной работе, пожалуй, исчерпывающую характеристику: ╚дыхание средиземноморской свежести и чувство свободы╩. Начало в 20.00 Вход: 500 руб., студентам - 400 руб.
|
|
|
|
|