Культурный центр ДОМ

10 сентября 2009

Субшри ДЖАНАРДАН/Shubhri JANARDAN - вокал, ситар (Индия)
[индийская классическая музыка]


Субшри Джанардан обучалась индийской классической музыке у известного теоретика и музыковеда Гуру Pandit Vinay Chandra Maudgalya, основателя Gandharva Maha Vidyalya (один из главных университетов в Индии). Она получила степень магистра по вокалу и инструментальной музыке (ситар). Сейчас она продолжает обучение у титулованного маэстро ситара Гуру Pandit Rajeev Janardan – мастера традиции игры на ситаре Imdad Chan Gharana. Еще один учитель Субшри – сын величайшего индийского ситариста Вилайат Хана – Гуру Ustad Shugap Khan. Сочетание двух традиций (вокальной и инструментальной) создаёт уникальный исполнительский стиль Субшри Джанардан. В каждом из двух направлений Субшри считается одним из наиболее талантливых музыкантов нового поколения.

В 1996 году Субшри Джанардан была удостоена престижной национальной награды «KalaShree» за достижения в инструментальной музыке. На Родине Субшри постоянно принимает участие в различных музыкальных фестивалях, а также в академических и университетских культурных программах под эгидой ICCR (Индийское консульство культурных взаимоотношений).

В течении последних пятнадцати лет Субшри Джанардан открывает всю красоту и глубину классической индийской музыки для всего мира. Её выступления проходили в Великобритании, Китае, Малайзии, Шри-Ланке, России, Украине, Латвии и Эстонии. Помимо концертов Субшри проводит лекции и мастер-классы для начинающих музыкантов. В Москве Субшри Джанардан проводила такие уроки для учащихся Московской Консерваторией им. П. И. Чайковского.

В программе концерта Субшри Джанардан в культурном центре «ДОМ» прозвучит вокальная и инструментальная индийская классическая музыка.

Газета "Культура" о предыдущем концерте Субшри Джанардан в ДОМе:

"Индийские раги от Субшри Джанардан
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Ирина СЕВЕРИНА

Поразительно, но нестерпимо жарким и душным летним вечером в Московском культурном центре "Дом" был почти аншлаг, что для "мертвого сезона" - явление не просто редкое, а, можно сказать, уникальное. Аномальный для наших широт тропический климат, вероятно, не случайно установился в конце июня: в Москву приехала индийская певица и исполнительница на ситаре Субшри Джанардан. Среди ее учителей - крупнейший музыкальный теоретик Пандит Винай Чандра Маудгалая, титулованный исполнитель на ситаре Пандит Раджив Джанардан. Кроме того, что Субшри Джанардан представляет сразу две древнеиндийские музыкальные традиции - вокальную и инструментальную, она читает лекции и проводит мастер-классы по всему миру (в том числе - для студентов Московской консерватории два года назад). Так что Субшри в Москве не впервые и, между прочим, говорит по-русски практически безупречно (как выяснилось после концерта, она наполовину русская, родилась в Казани, но сейчас живет в Дели, периодически навещая Россию).

На этот раз Субшри Джанардан выступала в альянсе с москвичом Андреем Демиденко - исполнителем на табла (парных индийских барабанах), основу программы составили классические индийские раги. Сначала - обращение к богу Вишну, затем - утренняя и вечерние раги в различных ритмических циклах тала, невероятно сложных и изощренных. Не менее сложны и изощренны звуковысотные системы раг, в которых присутствует до сих пор интригующая сознание Запада микроинтервалика (октаву составляют 22 минимальных интервала - шрути). Некоторые разделы могут быть сокращены, и в расчете на российскую (как и на западную) аудиторию Субшри Джанардан так и поступает. Она исполняет рагу, рассчитанную, скажем, на два часа, всего за 15 - 20 минут - чтобы успеть показать за один вечер разные традиции. Но европейское ухо улавливает в них прежде всего общий принцип развития: сначала медленная медитативная часть, затем - со вступлением табла - темп постепенно ускоряется и, наконец, достигается экстатическая кульминация. Все это развитие происходит вокруг центрального созвучия из 2 - 3 тонов, ровное и непрерывное звучание которого подобно некоей неизменной субстанции, первооснове всех вещей и явлений.

Рага - санскритское слово, имеющее множество значений, в том числе - "лад", "звукоряд", "мелодическая модель". Это своего рода основа для импровизации. Субшри - исполнительница изобретательная и виртуозная, поэтому в ее интерпретации раг импровизация занимает не последнее место. Дело в том, что чем совершеннее мастерство музыканта-исполнителя, тем более свободно он может себе позволить варьировать основную мелодическую линию и ритмическую структуру. По словам Субшри, фиксированный текст исполняют только ученики, у нее же импровизация составляет до 75 процентов. К тому же она сама сочиняет в классическом индийском стиле. Когда слушаешь ее музыку на санскритские тексты одного из святых старцев Южной Индии, Шанкара Ачарьи, легко вообразить себе весь индуистский пантеон, яркое многоцветье и многообразие индийской природы. Кстати, на мой вопрос о том, какая из мировых религий ближе ее мировоззрению, Субшри отвечала, что поклоняется Ширди Саи Бабе, в учении которого каждый найдет что-то близкое своему пониманию Бога. Главный храм этого почитаемого в Индии святого, покинувшего наш мир около ста лет назад, расположен на его родине - в селении Ширди, штат Махараштра; в основном его посещают индуисты, но также и представители других религий - буддисты, мусульмане."

Начало в 20.00
Вход: 500 руб., студентам - 400 руб.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда