Культурный центр ДОМ

25 июня 2009

Закрытие концертного сезона в КЦ ДОМ.
Борис КОВАЧ и La CAMPANELLA ORCHESTRA (Сербия),
Дарко РУНДЕК (Хорватия)
[мировая музыка]

ВНИМАНИЕ!
Борис Ковач вчера по дороге в аэропорт попал в автокатастрофу и сейчас находится в больнице.
Выступление его группы отменяется.
В концерте будет участвовать ТОЛЬКО трио Дарко Рундека.

Начало в 20.00
Вход: 1000 руб.

Интервью с Ковачем.
Автор: Григорий Дурново (gzt.ru), 29.10.2005:

-Что будете играть на концертах?

- Смешанную программу из произведений с последнего альбома La Campanella, который называется World after History, и предыдущих двух альбомов LaDaABa Orchest, Last Balkan Tango и Ballads at the End of Time. Мы назвали этот проект «Сентиментальное путешествие в постисторический мир». Это та же программа, которую мы привозили в прошлом году, но мы, конечно, что-то меняем, она развивается.

- Продолжаете ли вы выступать с LaDaABa Orchest?

- Иногда мы с ними играем. Этим летом мы ездили в турне - людям хочется это послушать, и мы готовы повторить. Но для меня это уже история, уже сделанная программа. Названные три альбома – части триптиха, трилогии, и каждый имеет для меня особое значение. Первый посвящен вечеру накануне возможного Апокалипсиса в виде последней танцевальной вечеринки, второй – утру после конца света: это описание моих ощущений в связи с трагическими событиями в бывшей Югославии. Третий – мои нынешние мысли по поводу того, что история закончилась. После всего, что мы испытали, я могу сказать, что больше не верю в историю и пытаюсь найти какое-то пространство вне истории. Эта музыка предлагает подобное воображаемое пространство.

- Вы неоднократно говорили, что эти мысли пришли к вам в результате распада Югославии. Какова нынешняя ситуация – тамошняя жизнь заставляет вас по-прежнему так же думать?

- Конечно, в последние годы жизнь меняется, нормализуется, но все уже не так, как прежде. Мы по-прежнему ощущаем дурные последствия десяти лет разрухи. Это болезнь, которую сложно победить в течение жизни одного поколения. На всем пространстве бывшей Югославии людям пришлось трудно, потому что одновременно происходили два процесса: война и переход к капитализму – вы хорошо знаете, какой это болезненный процесс. Это оказалось большим стрессом для всех нас.

- Как вы думаете, может жизнь стабилизироваться, существенно улучшиться в ближайшем будущем?

- Да, югославские страны находятся на пути в Европу, и этот процесс неостановим, хотя это очень медленный процесс. Он, конечно, прошел бы гораздо быстрее, если бы не войны. В какой-нибудь день мы достигнем Европы. Конечно, Европа не рай, у большинства уже нет этой иллюзии, но для югославских стран это единственный путь. Это маленькие страны, а все вокруг либо присоединяются к Европе, либо уже там. Иначе не выживешь. Все наши надежды теперь связаны с этим процессом.

- Вы неоднократно посещали Россию – что вы думаете о здешней ситуации?

- Я жил в России один год в середине 1970-х – мой отец был послом в Москве. По моим впечатлениям спустя десятилетия, здесь произошли поразительные изменения. Конечно, у этих изменений есть хорошие стороны, но есть и другие - например, социальные различия очень велики. Но сейчас больше свободы во всех областях и в целом ситуация в России гораздо лучше, чем двадцать лет назад. Россия абсолютно уникальна: это своеобразный остров, и здешнюю ситуацию невозможно сравнивать с другими. Россия очень велика и сможет выжить одна. Мне нравится это: здесь сохраняется своеобразная независимая атмосфера, своя душа. Может быть, это звучит излишне патетично, но российская публика, возможно, лучшая в мире. По-прежнему, несмотря на сложности жизни, в России у большого числа людей сохраняется жизнь духа, они живут так, как, по-моему, должны жить славянские народы.

- Расскажите, пожалуйста, о музыке, которой вы занимались до последних лет. У вас был ансамбль Ritual Nova…

- С этим ансамблем я работал до конца 1990-х. Первая часть моей творческой жизни – 15 или 20 лет – была гораздо в большей степени связана с новой камерной музыкой, поначалу импровизационной. Я сильно изменил свой музыкальный язык в последние пять лет, но я думаю, что это был логичный шаг: я хотел выразить мои идеи и воззрения более доступным способом, похожим на общение, взаимодействие. Но я по-прежнему работаю в области новой камерной музыки, когда у меня есть время. Этим летом у меня вышел альбом струнных квартетов, а в следующем году я снова буду работать с Ritual Nova и сделаю сборник из работ 1990-х. Так что два моих параллельных пути можно продолжать одновременно. Это иногда и две разные публики, но, может быть, в какой-нибудь момент я решу, что смогу объединить эти два пути.

- Вы раньше занимались джазом?

- Да, в начале карьеры. Это был не мейнстрим: тогда на мое музыкальное развитие очень важное влияние оказала та смесь джаза, новой академической музыки и фольклора, которая выходила на пластинках компании ECM. В начале 1980-х это было чем-то вроде революции в джазе. И сейчас мой музыкальный язык находится под влиянием джаза, но мне сложно разделить, где именно влияние джаза, а где – классики, где – народной музыки. Мне сейчас сложно использовать какой-то один, чистый музыкальный язык.

- Вы можете назвать каких-то музыкантов, которые более всего на вас повлияли?

- Их много было в разные периоды. Поначалу на меня очень повлиял арт-рок, такие группы, как Van der Graaf Generator и Jethro Tull. Потом фьюжн, потом джаз, выпускаемый ECM, потом современная камерная музыка от минимализма до постмодернизма, такие композиторы, как Хенрик Гурецкий, Арво Пярт, Терри Райли. А в последние десять лет я очень вдохновляюсь направлением world music - мне кажется, что это самое живое музыкальное направление.

- Вы по-прежнему сочиняете для театра?

- Да, иногда. Я больше сочинял, когда жил в Италии, Словении и Австрии; в Сербии театральная индустрия не так сильно развита – не потому, что у людей нет идей, а из-за плохой экономической ситуации. Несколько лет назад я сочинил балет для Сербского национального театра с английским хореографом. Я там играл живьем со струнным оркестром и танцорами.

- В чем специфика области Воеводина, из которой вы родом?

- Воеводина – район уникального соединения культур. Я по происхождению наполовину серб, наполовину венгр, и я испытал влияние большого количества разных культур Центральной Европы, Балкан. В этой области живут представители двадцати национальностей. Вот почему для меня развал Югославии, возможно, оказался настолько болезненным процессом – я не смог найти себя, когда люди обратились к национализму. Я не националист. Воеводина изменилась в ходе этого процесса, сербов там сейчас подавляющее большинство; в последние месяцы ощущаются некоторые проблемы, связанные с венгерским населением. Воеводина сама по себе не является источником таких проблем - националистические трения происходят из Белграда, из Загреба.

- Ощущали ли вы давление со стороны властей в 1970-е и 1980-е?

- Вы знаете, бывшая Югославия была очень особенной страной: там не было настоящего социализма. Иосип Броз Тито был талантливый парень, который смог создать смесь капитализма и социализма. Давление было, но довольно формальное. Если человеку хватало ума, он мог избежать этого давления и жить достаточно свободно. Мы могли ездить за границу, у нас было достаточно денег, и я считаю эту часть моей жизни очень удачной, потому что для культурной жизни хватало свободы. Еще было то преимущество перед ситуацией на Западе, что у нас не было давления рыночного общества. Мы теперь поняли, что «страна Тито», как мы ее называем, была своего рода раем, и, может быть, нам пришлось заплатить десятью годами разрухи за то, что нам было так хорошо тогда. Так хорошо, что мы этого не понимали.

Официальный сайт Ковача:
ССЫЛКА >>


DARKO RUNDEK & CARGO TRIO
Пресс-релиз 2009

«…вне всяких сомнений, вы соприкасаетесь с удивительным музыкальным умом!».
Sue Wilson, Sunday Herald

«Рундек создает коварные и язвительные песни на нескольких языках, а воплощает их группа, обладающая многими талантами. Их звучание завораживает, будь то пластинка, или живой концерт, как например, один из тех, что прошел сейчас в Лондоне!».

«Все шоу непредсказуемо, очень музыкально, навевает разные мысли, отдает легким сумасшествием, всего этого достаточно, чтобы поднялась новая волна культа Cargo!»
John L. Walters, The Guardian

«Я думаю, если бы Дэвид Боуи в годы своего проживания в Берлине наткнулся бы на какую-нибудь кочующую джаз-банду, а его наркотиком был бы не кокаин, а абсент, он мог бы в итоге записать похожий альбом!».
Howard Male, Songlines

«Рундек создает угловатые мелодии, звучащие, как колыбельные. И наоборот. В наше пресное время иметь такого персонажа просто необходимо!».
John L Walters, The Guardian


Несколько лет тому назад хорватский музыкант из Парижа Дарко Рундек произвел настоящий фурор на престижном фестивале мировой музыки – WOMEX, который проходил в тот год в Севилье. Актер по образованию, поигравший и в кино, и в театре и в своей рок-группе, наконец нашел самое яркое применение своим недюжинным талантам – в составе своего ансамбля Cargo.

В 2004-м году вышел альбом DARKO RUNDEK & CARGO ORKESTAR: Ruke, разошедшийся огромными тиражами в 25-ти странах. Это было начало их международной карьеры. Группа выступила в Португалии, Франции, Великобритании, Германии Дании, Чехии, Австрии, Италии, в бывших югославских республиках. В том же году последовал концертный альбом Zagrebacka magla, а еще через два года Mhm A-Ha Oh Yeah Da-D. Оркестр смешивает старые и новые песни Дарко, неизменно сохраняя дух импровизации и веселую музыкальность. Их шоу – это путешествие через несколько вселенных и волшебных звуков в их певрозданном виде.

Он не похож на своих знаменитых собратьев Горана Бреговича или Бобана Марковича. Скорее он продолжает традиции Жака Бреля, и напоминает наших Гарика Сукачева и Александра Ф.Скляра.

В Россию Дарко привозит свое легендарное Cargo Trio. Музыканты создают из песен Дарко многослойный барочный мюзикл. В этом завораживающем спектакле звучат и стихи Дарко, создавая пространство для эмоций, прозрачности и, конечно же, музыкальности в ее очищенной форме. И создается ощущение, что мы плывем, но не на корабле, а на лодке. И у нас есть капитан и его два помощника. И они ведут нас сквозь загадочные заливы, знакомые, но позабытые нами.

Состав:

Дарко Рундек – вокал, гитара, перкуссия

Изабель – феерическая швейцарская скрипачка Изабель привнесла в группу свой уникальный богатый опыт. Она играла с Питером Бруком, гастролировала с Ниной Симоне и Барром Филлипсом, она известна своими оригинальными интерпретациями различных музыкальных традиций, включая классику, например, И.С. Баха. Изабель отвечает в группе и за звуковые эффекты. Но все же прежде всего, она – воплощение вулканической энергии, страсти и спонтанного вдохновения.

Душан Враньич (Дуко) – играет на пианино, аккордеоне, цитре, перкуссии, и вообще на всем, что звучит! Он также поет. Вместе с Дарко создал Cargo Orkestar, и участвует во всех его проектах. Он лыс, но волосат, и обладает многими талантами. Он плывет по огромному океану музыкальных течений с умом и юмором, ну а его уникальный голос был рожден на скалистых балканских просторах.

Дарко Рундек:

Haustor
Первый проект Дарко. Он создал эту рок-группу в 1979-м году. На сцене Дарко создавал умопомрачительный образ: он надевал маску и костюм коммунистического работника, его образ был навеян русским авангардом, фильмом Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» и французскими мелодрамами. Haustor был одной из самых известных рок-групп в бывшей Югославии, его концерты собирали тысячи зрителей.

Театр
В 1982-м году Дарко получил диплом театрального режиссера в Академии драматических искусств в Загребе. Он поставил несколько спектаклей, иногда и сам появлялся на сцене в качестве актера. Однако, наибольшего успеха он добился, как композитор. На его счету более 30-ти постановок во Франции, Германии, Австралии, Словении, Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговине. Диапазон его творений: от трогательных детских спектаклей до масштабных международных шоу.

Кино
Дарко написал и спродюсировал музыку для четырех полнометражных фильма, двух телефильмов, а также короткометражных и документальных лент в Хорватии, Франции и Швеции. Он снимался и как актер в фильме Ruševine (Руины). За роль Германа он удостоился приза за лучшую мужскую роль на 7-м словенском кинофестивале в 2004-м году.

Радио
С 1982 по 1991 г. Дарко поставил около 50 радиопьес и передач для драматического отдела Радио Загреба, для которого он также писал музыку. Некоторые его работы представляли Загреб на международных фестивалях: Prix Italia, Premios Ondas (Barcelona) и (Prix Futura Berlin). Следует выделить его цикл из пяти античных трагедий, погруженных в музыку, где гармонично переплелись старинные песнопения, хоралы и технобит, а также цикл из пяти пьес в жанре «хоррор», в которых он экспериментировал с музыкой для кино.

Награды: 1991 Ake Blomstrom prize – особое упоминание за «Банду четырех», авторы: А.Савич, Т.Ягеч, Д.Рундек; 1986 UDUH May Award за Антигону Софокла.


Сольная карьера:
Дарко Рундек начал свою сольную карьеру в 1995 году на хорватском фестивале Fiju Briju, перед аудиторией в 10 тысяч человек. Он тогда представил новый материал, который позже развивался в последующих концертах по стране.

Apokalipso
Альбом с таким названием был записан при поддержке лейбла Jabukaton в 1997 году со многими инструментами и музыкантами. Apokalipso (apocalypse+calypso) стилистически был разнообразным, это был поэтичный и ироничный взгляд на пост-коммунистическую эру. Альбом был признан главным музыкальным событием года в Хорватии.

Награды: 5 премий Porins (хорватский Грэмми), хит года, лучший мужской вокалист, лучший видео клип, лучшая совместная работа вокалистов, и 4 премии Black Cats: песня года Apokalipso, лучший рок-вокалист, лучшая совместная работа рокеров, лучший видео-клип.

U širokom svijetu
Этот альбом обращается к фольклорным традициям: мандолина, волынка, флейта лишь усиливают эклектичную стилистику песен. Звучание стало более акустическим, а атмосфера более интимной и интроспективной. Группа, которая записала эту пластинку, стабилизировалась и объехала Хорватию и экс-югославские страны.

Ruke
Этот проект вырос из желания развивать с музыкантами идеи в области импровизации и обмена. Музыканты: Изабель (скрипка), Дани Перван (перкуссия), Душан Враньич (пианино) и Ведран Петернель (саунд-дизайнер) начали работать над новыми песнями Дарко. Работа велась в удивительной пасторальной обстановке, во Франции, в Бургундии, на мельнице Изабель. К месту пришлись и ее коллекция экзотичных инструментов. Год спустя альбом был записан и выпущен одновременно в Хорватии (на лейбле Menart) и Сербии (Metropolis). Группа поехала в турне поддержать свой новый альбом. К коллективу присоединились Эммануэль Ферраз (тромбон), Бруно Арнал (контрабас), Игор Павлица (труба), и постепенно все это превратилось в непостижимый Rundek Cargo Orkestar, который периодически видоизменяется в не менее волшебное Rundek Cargo Trio.

Страница Дарко Рундека на Myspace:
ССЫЛКА >>

Начало в 20.00
Билеты в предварительной продаже - 800 руб., в день концерта - 1000 руб.
Билеты можно приобрести 18, 19 и 23-го июня в КЦ ДОМ с 14.00 до 22.00.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда