Культурный центр ДОМ

25 декабря 2008

Музыкальные ландшафты Марка Пекарского.
Ансамбль ударных Марка ПЕКАРСКОГО и гости.
[музыка для ударных]

"Тихая музыка для громких инструментов"
Генри Кауэл, Джон Кейдж, Антон Сафронов и др.

В 1976 г. Марк Ильич Пекарский организовал первый в нашей стране и до сего дня единственный постоянно концертирующий «Ансамбль ударных инструментов».

Первое выступление Ансамбля в московском Доме ученых 6 декабря 1976 г. с восторгом было принято публикой и прессой. С тех пор Ансамбль ударных инструментов с неизменным успехом выступает у себя в стране и за рубежом, участвует в крупных фестивалях, записывается на радио и ТВ, выпускает грампластинки и компакт-диски.

В 1990–1992 гг. Ансамбль являлся штатным коллективом Всесоюзного гастрольного концертного объединения «Союзконцерт» Министерства культуры СССР. Поистине триумфальным был дебют Ансамбля в 1986 г. на берлинском фестивале 36. Berliner Festwochen. Газета Tagesspiegel назвала Ансамбль «катализатором творчества советских композиторов» и признала его «восточным конкурентом» Les Percussions de Strasbourg, – самого известного ансамбля ударных в Европе. «Сравнение их со знаменитыми Les Percussions de Strasbourg не является преувеличением, – писала швейцарская газета Neue Züriche Zeutung. – Невероятная точность и сыгранность, непринужденное обращение с поистине бесчисленным инструментарием, а также способность к стилистическому перевоплощению! Понятно, почему русские композиторы с удовольствием работают с Ансамблем Пекарского».

«Может ли музыка для ударных удерживать внимание зрителей в течение целого вечера? – Может, если речь идет о такой блестящей группе, как московский ансамбль Марка Пекарского», – это мнение рецензента газеты Berliner Morgenpost (Германия) разделяют слушатели, побывавшие на концертах Ансамбля Пекарского.

Ансамбль Марка Пекарского – участник многих церемоний, таких как открытие художественных выставок в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Государственной Третьяковской галерее, в Центральном доме художников на Крымском валу и др., открытие международных кинофестивалей в Москве и Сочи. Открытие спортивных соревнований, в том числе Чемпионата по дзюдо в Санкт-Петербурге, вручение премий «Золотая маска», «Золотой орел», «Хрустальная Турандот».

Каждое выступление Пекарского и его ансамбля является значительным событием современной культурной жизни и не обходится без премьеры нового сочинения или дебюта молодого композитора.

Ансамбль обладает эксклюзивным репертуаром (около 200 сочинений), созданным российскими и зарубежными композиторами специально для него. Основа репертуара Ансамбля – произведения, написанные специально для него. С. Губайдулина и Э. Денисов, В. Суслин и А. Шнитке, В. Мартынов и А. Кнайфель, А. Вустин и А. Раскатов – несколько поколений российских композиторов внесли свою лепту в создание уникального репертуара Ансамбля.
В процессе работы над концертными программами выступления Ансамбля ударных Пекарского превратились в своеобразные театрализованные действа. «Вы думали, что существуют четыре элемента музыки, не так ли? Мелодия, гармония, ритм и тембр? Неверно! Их пять, что наглядно показал Марк Пекарский… Добавьте театр!» – Glasgow Gerald (Шотландия).

Состав ансамбля

Художественный руководитель – Марк Пекарский
Участники: лауреат международных конкурсов Андрей Дойников, лауреат международного конкурса Андрей Винницкий, дипломант конкурса музыкантов-исполнителей Дмитрий Щёлкин, Дмитрий Власик, Антон Вашуков

Андрей Дойников (род. 1981) – одна из самых ярких звезд в созвездии лауреатов Московской консерватории. Его игру отличает необыкновенная музыкальная пластичность, тонкий лиризм и совершенство техники.
Начав обучаться музыке в шесть лет, блестяще окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных по классам ударных инструментов и фортепиано, после чего поступил в класс ансамбля ударных М. И. Пекарского на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, а также в класс фортепиано профессора В. М. Троппа в Российской академии музыки им. Гнесиных, которую окончил в 2004 г. (в настоящее время продолжает обучение фортепиано в аспирантуре).
В 15 лет А. Дойников стал лауреатом I премии на Международном конкурсе в Ганновере (ФРГ) Classica Nova, а через год – победителем Международного юношеского конкурса «Симфония» в Волгограде. Еще через год его ждал успех в первом для него «взрослом» конкурсе. Это был IV Международный конкурс исполнителей на ударных инструментах в Брно (Чехия). Там он, первый российский лауреат конкурса европейского уровня, был также отмечен дипломом за самую интересную музыкальную интерпретацию.
В качестве солиста музыкант выступал в Германии, США, Японии, Испании, Португалии, Греции. Он регулярно дает сольные концерты: Рига (Латвия) – 1999, Санкт-Петербург – 1999, 2000, Москва – 2000. В сотрудничестве с оркестром «Гнесинские виртуозы» записал свой первый сольный диск. Последние работы – это совместные со своим учителем Марком Пекарским выступления (сезон 2004-2005) и участие в выступлениях «Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского» в городах Сибири в рамках благотворительного проекта Фонда Русское Исполнительское Искусство «Возрождение гастрольной карты России».
С 1996 г. много гастролирует по России и за рубежом (США, Германия, Австрия, Япония, Испания, Греция, Кипр, Чехия, Латвия, Португалия, Англия и т. д.). Выступал в ансамбле и участвовал в совместных проектах с такими музыкантами как Ю. Башмет, А. Любимов, М. Пекарский. А. Дойников представляет собой совершенно новый тип солиста-перкуссиониста. Как правило, исполнитель на ударных инструментах ограничен рамками традиционного сольного репертуара, исполняя по преимуществу произведения, специально написанные композиторами ХХ века. Либо он вынужден исполнять развлекательную музыку. А. Дойников же, отдавая должное перкуссионным стандартам (музыка Я. Ксенакиса, К. Штокхаузена и др.) смело вторгается в область сольной скрипичной музыки разных периодов (романтика, барокко), при этом его интерпретация музыки для скрипки, исполняемой на маримбе и ксилофоне, по своей глубине и мастерству может соперничать с интерпретацией известных исполнителей-скрипачей.
Стипендиат фонда «Новые имена, Фонда Владимира Спивакова, Комитета по культуре г. Москвы. В январе 2001 г. был удостоен молодежного гранта от фонда «Триумф», а в 2003 г. стал стипендиатом Фонда Русское Исполнительское Искусство. В 2000 г. был участником летних семинаров в Трстенице (Чехия). Лауреат Фонда М. Ростроповича (2004). Кроме исполнительства А. Дойников занимается композицией. Он является автором музыки к более чем десяти фильмам.

Андрей Винницкий (род. 1980) окончил Лицей при Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова по классу ударных инструментов. В 1993 г. стал лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей на ударных инструментах, а в 1998 г. – разделил с А. Дойниковым первое место в Международном юношеском конкурсе «Симфония» в Волгограде. В 1998 г. поступил в класс ансамбля ударных инструментов М. И. Пекарского на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории. По окончании курса в 2002 г. продолжил под руководством М. И. Пекарского свое совершенствование в аспирантуре кафедры современной музыки Московской консерватории, став участником ансамбля солистов Студия новой музыки. Выступал как солист, а также в составе различных ансамблей в США, Англии, Франции, Германии, Португалии, Голландии, Чехии, Латвии и в различных городах России. В 2000 г. был участником летних семинаров в Трстенице (Чехия).

Дмитрий Щёлкин (род. 1979) – обладатель уникального музыкального таланта, который реализуется им абсолютно нетрадиционным способом. Начав, как и большинство его молодых коллег, со службы в симфоническом оркестре, Д. Щёлкин вскоре полностью посвятил себя сольной и камерно-ансамблевой деятельности. Его музыкальные привязанности делятся в равной мере между современной и старинной музыкой, – и если в современной части он с успехом овладевает традиционным сольным репертуаром, то в сфере старинной музыки он ищет свой особый путь, коренным образом отличающийся от догм так называемой аутентики.
С инструментами ХХ-XXI века – маримбой и вибрафоном – Д. Щёлкин смело вторгается в область музыкального Ренессанса и классицизма, до того являвшейся вотчиной барочных «аутентистов» с традиционными инструментами (клавесин, лютня). Сегодня музыкант с полным основанием может составить серьезную конкуренцию этим исполнителям. Его интерпретации неизменно изобретательны, тонки, импровизационны и в то же время тщательно продуманы и исторически обоснованы.
Наряду с сольной деятельностью, Д. Щёлкин активно сотрудничает с ансамблями современной и старинной музыки. Среди них – Pratum Integrum, Студия новой музыки, Musica Viva, The Pocket Symphony.
Д. Щёлкин окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу ударных инструментов. В 2002 г. с отличием окончил Московскую консерваторию по классу ансамбля ударных инструментов М. И. Пекарского, Д. Щёлкин в настоящее время является аспирантом Московской консерватории и работает над диссертацией по теме «Ударные инструменты в музыке Средневековья и Возрождения».
Д. Щёлкин принимал участие в различных музыкальных фестивалях в Москве, Петербурге и других городах России, Латвии, Чехии, Испании, Бельгии, в фестивалях «Ударные дни Марка Пекарского» в Москве. В составе Ансамбля Марка Пекарского совершил гастрольную поездку по городам Сибири в рамках проекта «Возрождение гастрольной карты России» Фонда Русское Исполнительское Искусство. Является дипломантом конкурса музыкантов-исполнителей в Казани (1999). В 2000 г. был участником летних семинаров в Трстенице (Чехия).

Дмитрий Власик (род. 1981) начал заниматься музыкой с 7 лет. В 1995 г. окончил Детскую музыкальную школу им. Бетховена по классу фортепиано. Его «музыкальная история» столь же коротка, сколь и насыщена множеством интереснейших событий. Переехав в 1998 г. на постоянное жительство в Канаду, он окончил колледж Доусон в Монреале по специальности «социальная психология». Однако влечение к музыке не покидало его, и он начал брать частные уроки игры на джазовой установке.
Встреча с М. И. Пекарским во время одного из приездов Д. Власика в Москву положила начало его серьезным занятиям на ударных инструментах. В 2001 г. Д. Власик вернулся в Москву и поступил в Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных в класс ударных инструментов М. И. Пекарского. За два года он не только приобрел необходимые общемузыкальные знания, но и овладел техникой игры на совершенно новых для него инструментах – маримбе и мультиперкуссии. Окончив МССМШ им. Гнесиных в 2003 г. экстерном, Д. Власик поступил в класс ансамбля ударных инструментов М. И. Пекарского на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, студентом которого является в настоящее время. Д. Власик ведет активную концертную деятельность, исполняя камерную музыку, а также является участником концертного дуэта маримбафонистов А. Дойников – Д. Власик. На его счету уже немало музыкальных премьер с самыми различными музыкальными коллективами, солистами и коллегами-студентами.
В качестве солиста он принимал участие во II Международном фестивале «Ударные дни Марка Пекарского» в Москве (2003), в фестивалях «Московская осень» (2003, 2004, 2005), в Фестивале им. Рославца и Габо в Брянске (2002, 2004) в Липецке, Краснодаре и других городах России. В 2002 г. был участником летних семинаров в Трстенице (Чехия).

Антон Вашуков (род. 1985) начал заниматься на ударных инструментах в г. Северо-Двинске, продолжив вскоре свое образование в Училище искусств в г. Петрозаводске, после окончания которого стал студентом класса ударных инструментов Петрозаводской государственной консерватории. В 2005 г. поступил в класс ансамбля ударных инструментов М. И. Пекарского на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, студентом которого является в настоящее время.


Статья Марка Пекарского об ансамбле ударных инструментов:
ССЫЛКА >>



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда