![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Культурный центр ДОМ28 ноября 2008Немецкий культурный центр им Гете представляет: BOHREN & DER CLUB OF GORE (Германия) [хоррор-джаз] "Четыре немецких человека, составляющие группу Bohren und der Club of Gore, вот уже полтора десятка лет играют крайне угрюмый и донельзя тихоходный инструментальный рок, своего рода думметал, погруженный в тяжелое летаргическое забытье. Законы их музыки суровы и неизменны; их просто описать, поскольку количество звуков в этих песнях (каждая из которых длится не менее 7 минут, а то и все 20) сведено к минимуму: вначале — сухая ритмическая отбивка, затем — тяжелая, дрожащая басовая нота, заторможенные клавишные аккорды, иногда скупые вкрапления саксофона, затем — долгая, неуютная пауза, в которой почти физически ощущается колоссальное напряжение, и все заново, без малейшего облегчения, без конца, без края. В пустынной музыке Bohren und der Club of Gore много чего намешано: мистический джаз, какие-то киношно-композиторские дела (если бы Дэвид Линч задумал снять ремейк «Таксиста», тяжеловесная смурь Bohren und der Club of Gore идеально подошла бы ему в качестве саундтрека; вообще, здесь всегда так или иначе есть мелодии, просто движутся они черепашьим шагом); важнее же всего — что немцы, на самом деле, крайне верно уловили исконный посыл экстремального металла (их музыка — это ведь тоже стремление к предельным величинам, только отрицательным). Они поняли, что настоящий ужас — не кровавая мясорубка, но вечная весна в одиночной камере, сон разума, который рождает чудовищ. Они и не скрывают своих корней: на обложках — черепа да кости, ряды депрессивных новостроек, погруженных во тьму; названия дисков — «Черная земля», «Кровавый мотель»; при этом никак не скажешь, что Bohren und der Club of Gore пугают, — но оторопь от них определенно берет и проходит не скоро. Мне кажется, что безмолвный гипнотический хоррор Bohren & der Club of Gore — это до крайности многозначительная музыка; я бы даже сказал, что она представляет собой одно сплошное многоточие. Фокус в том, что это тот редчайший случай, когда многоточие действительно имеет что-то в виду — и лучше даже не думать, что именно. Действительно самые медленные в мире песни — и одни из самых лучших." Александр Горбачев, Афиша. "Бесконечный тягучий саундтрек к бесконечному фильму нуар. Медитация наоборот, цель которой не просветление, а затемнение. Заевшая пластинка, вечно играющая в комнате самоубийцы. Похоронный джаз. Ассоциации от прослушивания музыки Bohren & Der Club Of Gore могут быть разными, но неизменно одно – это мрачная музыка, музыка грусти и печали. Ее авторы не скрывают своего философски-пессимистичного отношения к жизни – на обложке альбома Black Earth (2002) изображен череп. Текстов у песен нет, так как все композиции исключительно инструментальные, но тематика названий треков соответствующая – «Мудрость могилы», «Непрерывный страх» и тому подобное. 20 лет назад четверо немецких подростков собрались играть хардкор, дум и дэт-метал. Быстро они играть не умели, поэтом решили играть медленно. День за днем с самурайской выдержкой и сосредоточенностью воспитывали они в себе чувство меры. И вот, наконец, в 1994 году пришли в студию и за несколько часов записали свой первый альбом Gore Motel. Средняя скорость этого шедевра составила около 30 ударов в минуту (для сравнения, современный радиохит ежеминутно бьет по ушам примерно 100-120 раз). Диск завораживает тем олимпийским спокойствием и даже наглостью, с которым сыграны примитивные, в общем-то, рок-пьесы. Группа нашла свою нишу и через год выпустила Midnight Radio – идеальный фон для ночного времяпрепровождения. Эта работа оказалась похожей на предыдущую, а потому музыканты приняли решение срочно искать новые пути и пригласили в состав джазового саксофониста. Времени на притирку ушло немало, но результат стоил того. И если на альбоме Sunset Mission (2000) саксофон еще местами воспринимается как инородное тело в музыкальной ткани, то на Black Earth звучание обретает гармонию. Музыкальные критики ставят диску высшие баллы, сравнивая его с саунтреками Бадаламенти для фильмов Дэвида Линча." "Немецко-английское название группы Bohren und Der Club of Gore можно перевести как «Сверление и клуб фильмов ужаса». Впрочем, это хуже, чем ужасы, английское слово Gore подразумевает старые андеграундные кровожадные и кошмарные ленты. Дебютный альбом вышел в 1994, он назывался «Gore Motel», альбом был записан за день – у музыкантов не было средств оплачивать студию, опубликована грубая версия, фактически демо. На мой взгляд, звучит бесподобно. Через год – в 1995-ом – вышел второй альбом – двойной компакт-диск «Midnight Radio». Два диска по 70 минут каждый, треки без особых изменений тянутся по 12 минут. Предположительно, это вообще один из самых медленных альбомов, ритм – 30 ударов в минуту. В 1997-м к коллективу примкнул кёльнский саксофонист Кристоф Клёзер, а в 2000-м вышел новый альбом «Sunset Mission». Он был мелодичным, саксофонным, тягучим и совсем не устрашающим. Он напоминал саундтреки фильмов Дэвида Линча, сами музыканты утверждали, что это гибрид doom металла и саунда Шаде. На новом альбоме он играл на саксофоне и электропиано. Разумеется, я не удержался и сразу спросил: зачем группе пять лет назад вообще понадобился саксофонист? «Мне друзья сказали, что Bohren ищут саксофониста, мне нравились их два первых альбома, и я решил им позвонить. Но процесс сближения, созванивания и сослушивания был очень непростым – мы где-то год настраивались друг на друга. Когда Мортен прислал мне кассету с двумя пьесами – я сразу увидел: мне предстоит сложная работа, просто потому что в музыке ничего не происходит... но какой потрясающий звук! Кристоф, я слышал, что ты вообще-то мультиинструменталист, импровизатор. Почему тебе милы мелодии? Разве они не запрещены в свободной импровизации? «О, да! Мелодии и регулярные ритмы строжайше запрещены. Да, я играл в составе многих импровизационных групп... Но я большой сторонник мелодий, и мой free jazz мелодичен, на запреты мне наплевать... Кристоф Клёзер – профессиональный музыкант, это значит, что он живёт на доходы от занятий музыкой. Он окончил кёльнскую консерваторию, сегодня он даёт уроки музыки. Как я понял, Кристоф играл во всех коллективах, где могут потребоваться усилия саксофониста, клавишника и барабанщика – он ещё и по барабанам колотит в хардкор-группе. Я подумал: ага, вот ты и задавил своей эрудицией и профессионализмом ребят, и спросил: кто принимает решения в группе? Кристоф задумался: «Конечно, сегодня основной вклад в музыку делаем мы с Мортеном. Мы все влияем друг на друга. У меня за плечами – совсем другая музыкальная история, чем у ребят. Но ты же понимаешь, что эта музыка не придумана, она не появилась за один день, мы её очень долго вынашиваем... Все рецензии на вашу музыку крутятся вокруг одного, несомненно, верного наблюдения: о, Господи, как же это медленно! Поэтому вопрос: можно ли играть ещё медленнее или это уже физический предел? «Что за дурацкий вопрос? Меня это не интересует. Да, мы играем медленно, я это тоже замечал. Как вы ухитряетесь играть в таком темпе – ведь иногда паузы длятся по 20 секунд? «Да, в ситуации концерта, когда мы играем вещи с «Midnight Radio», это очень сложно. Ты должен обладать выдержкой. Раньше наш барабанщик получал в наушниках щелчок в ухо, я смотрел на него и как он наклонялся над тарелкой, я знал – сейчас! Но мы уже играем без этого щелчка. Вжились. Я часто про себя считаю, иногда обхожусь без этого. В принципе, играть не просто, но вполне возможно». Ваша музыка, несмотря на медленный темп, обладает груувом, или даже свингом. Как это вообще возможно? Отдельные звуки слегка сдвинуты друг относительно друга? «Что я очень ценю в нашей музыке – так это её простоту. У неё есть свой эстетический язык в том, что касается ритмики, мелодики и так далее, но она проста. Она ясно структурирована. И ритмы очень просты. И материал, который мы играем – то есть ноты – они очень просты. За исключением пары саксофонных переходов, это очень простая музыка. Ваша музыка кажется очень визуальной, но насколько адекватны эти постоянные сравнения вашего саунда с саундтреками фильмов ужасов, я имею в виду картины медленно двигающихся, но неостановимых трупов, которые приходят на ум рецензентам? У тебя самого эта музыка какие-то визуальные ассоциации вызывает? «Да, конечно, это вполне однозначные зрительные образы, правда, с хорор-фильмами они не связаны. Я всё время представляю себе холодное и тёмное озеро – знаешь, на вершинах старых вулканов бывают глубокие озёра, плавать в них опасно... так вот, в такую неподвижную воду, в которой нет никакого течения, падает камешек. И медленно расходятся волны. Когда они успокаиваются, падает новый. В этом мне видится куда больше смысла или если хочешь – ужаса, чем в фильмах ужасов». Я где-то прочитал, что Мортен Гасс так описал идеальную сцену выступления Bohren und Der Club of Gore: в клубе в чёрном углу стоят невидимые музыканты и играют easy listening-джаз, который никто и не слушает. А в зале происходят ужасы – кто-то в кого-то всаживает нож, хлещет кровь... то есть ужасы стоят не за музыкой, а перед ней, в зале. «Да-да, - смеётся Кристоф, - ребята любят этот образ, мы играем в состоянии комы, а публика отрывает друг другу головы... Как же это так? А череп на обложке пластинки? Разве это не мрачно? «Конечно, мрачно. Наша музыка должна быть мрачной и суровой. Это нам нравится». Но не бывает беспричинной мрачности и серьёзности! Очевидно, что в случае Bohren und Der Club of Gore дело вовсе не акустических экспериментах. Вы что-то явно имеете в виду. Настроение депрессии, отчаяния и безнадёжности просто так не создают... «Да, конечно, мы серьёзны, мы не шутим.... |
|
|
![]()
Интро
Персоналии
Институции
Проекты
Издание CD
Пресса
Контакты
Подписка
Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru |
|
|