![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Культурный центр ДОМ22 сентября 2007Bohren & Der Club Of Gore (Германия) [funeral-jazz] По материалам www.muzprosvet.ru: "Немецко-английское название группы Bohren und Der Club of Gore можно перевести как «Сверление и клуб фильмов ужаса». Впрочем, это хуже, чем ужасы, английское слово Gore подразумевает старые андеграундные кровожадные и кошмарные ленты. Дебютный альбом вышел в 1994, он назывался «Gore Motel», альбом был записан за день – у музыкантов не было средств оплачивать студию, опубликована грубая версия, фактически демо. На мой взгляд, звучит бесподобно. Через год – в 1995-ом – вышел второй альбом – двойной компакт-диск «Midnight Radio». Два диска по 70 минут каждый, треки без особых изменений тянутся по 12 минут. Предположительно, это вообще один из самых медленных альбомов, ритм – 30 ударов в минуту. В 1997-м к коллективу примкнул кёльнский саксофонист Кристоф Клёзер, а в 2000-м вышел новый альбом «Sunset Mission». Он был мелодичным, саксофонным, тягучим и совсем не устрашающим. Он напоминал саундтреки фильмов Дэвида Линча, сами музыканты утверждали, что это гибрид doom металла и саунда Шаде. И вот в октябре 2002-го вышел альбом «Black Earth» - «Чёрная земля». Совершенно чёрная обложка, в которой выдавлен череп, название альбома написано готическим шрифтом. Я долго раздумывал, прежде чем позвонить саксофонисту Кристофу Клёзеру и попросить его дать мне интервью: я уже несколько лет не мог отделаться от ощущения, что звуки его саксофона испортили минималистический саунд Bohren und Der Club of Gore, и я боялся, что не смогу скрыть своего раздражения. С другой стороны, я понимал, что после «Midnight Radio» не могло быть никакого «дальше». Кристоф оказался наголо стриженым дядькой. Он широко улыбался, но его глубоко посаженные глаза были серьёзны и внимательны. «Мне 44, - усмехнулся он, - я самый старый в группе, остальные трое – на 11-12 лет меня моложе». На новом альбоме он играл на саксофоне и электропиано. Разумеется, я не удержался и сразу спросил: зачем группе пять лет назад вообще понадобился саксофонист? «Мне друзья сказали, что Bohren ищут саксофониста, мне нравились их два первых альбома, и я решил им позвонить. Но процесс сближения, созванивания и сослушивания был очень непростым – мы где-то год настраивались друг на друга. Когда Мортен прислал мне кассету с двумя пьесами – я сразу увидел: мне предстоит сложная работа, просто потому что в музыке ничего не происходит... но какой потрясающий звук! Кристоф, я слышал, что ты вообще-то мультиинструменталист, импровизатор. Почему тебе милы мелодии? Разве они не запрещены в свободной импровизации? «О, да! Мелодии и регулярные ритмы строжайше запрещены. Да, я играл в составе многих импровизационных групп... Но я большой сторонник мелодий, и мой free jazz мелодичен, на запреты мне наплевать... Кристоф Клёзер – профессиональный музыкант, это значит, что он живёт на доходы от занятий музыкой. Он окончил кёльнскую консерваторию, сегодня он даёт уроки музыки. Как я понял, Кристоф играл во всех коллективах, где могут потребоваться усилия саксофониста, клавишника и барабанщика – он ещё и по барабанам колотит в хардкор-группе. Я подумал: ага, вот ты и задавил своей эрудицией и профессионализмом ребят, и спросил: кто принимает решения в группе? Кристоф задумался: «Конечно, сегодня основной вклад в музыку делаем мы с Мортеном. Мы все влияем друг на друга. У меня за плечами – совсем другая музыкальная история, чем у ребят. Но ты же понимаешь, что эта музыка не придумана, она не появилась за один день, мы её очень долго вынашиваем... Все рецензии на вашу музыку крутятся вокруг одного, несомненно, верного наблюдения: о, Господи, как же это медленно! Поэтому вопрос: можно ли играть ещё медленнее или это уже физический предел? «Что за дурацкий вопрос? Меня это не интересует. Да, мы играем медленно, я это тоже замечал. Как вы ухитряетесь играть в таком темпе – ведь иногда паузы длятся по 20 секунд? «Да, в ситуации концерта, когда мы играем вещи с «Midnight Radio», это очень сложно. Ты должен обладать выдержкой. Раньше наш барабанщик получал в наушниках щелчок в ухо, я смотрел на него и как он наклонялся над тарелкой, я знал – сейчас! Но мы уже играем без этого щелчка. Вжились. Я часто про себя считаю, иногда обхожусь без этого. В принципе, играть не просто, но вполне возможно». Ваша музыка, несмотря на медленный темп, обладает груувом, или даже свингом. Как это вообще возможно? Отдельные звуки слегка сдвинуты друг относительно друга? «Что я очень ценю в нашей музыке – так это её простоту. У неё есть свой эстетический язык в том, что касается ритмики, мелодики и так далее, но она проста. Она ясно структурирована. И ритмы очень просты. И материал, который мы играем – то есть ноты – они очень просты. За исключением пары саксофонных переходов, это очень простая музыка.
Ваша музыка кажется очень визуальной, но насколько адекватны эти постоянные сравнения вашего саунда с саундтреками фильмов ужасов, я имею в виду картины медленно двигающихся, но неостановимых трупов, которые приходят на ум рецензентам? У тебя самого эта музыка какие-то визуальные ассоциации вызывает? «Да, конечно, это вполне однозначные зрительные образы, правда, с хорор-фильмами они не связаны. Я всё время представляю себе холодное и тёмное озеро – знаешь, на вершинах старых вулканов бывают глубокие озёра, плавать в них опасно... так вот, в такую неподвижную воду, в которой нет никакого течения, падает камешек. И медленно расходятся волны. Когда они успокаиваются, падает новый. В этом мне видится куда больше смысла или если хочешь – ужаса, чем в фильмах ужасов». Я где-то прочитал, что Мортен Гасс так описал идеальную сцену выступления Bohren und Der Club of Gore: в клубе в чёрном углу стоят невидимые музыканты и играют easy listening-джаз, который никто и не слушает. А в зале происходят ужасы – кто-то в кого-то всаживает нож, хлещет кровь... то есть ужасы стоят не за музыкой, а перед ней, в зале. «Да-да, - смеётся Кристоф, - ребята любят этот образ, мы играем в состоянии комы, а публика отрывает друг другу головы... Как же это так? А череп на обложке пластинки? Разве это не мрачно? «Конечно, мрачно. Наша музыка должна быть мрачной и суровой. Это нам нравится». Но не бывает беспричинной мрачности и серьёзности! Очевидно, что в случае Bohren und Der Club of Gore дело вовсе не акустических экспериментах. Вы что-то явно имеете в виду. Настроение депрессии, отчаяния и безнадёжности просто так не создают... «Да, конечно, мы серьёзны, мы не шутим.... март 2003 |
|
|
![]()
Интро
Персоналии
Институции
Проекты
Издание CD
Пресса
Контакты
Подписка
Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru |
|
|