Культурный центр ДОМ

14 сентября 2007

Ва-Та-Га (Петрозаводск)
[мировая музыка]

Ва-Та-Га использует акустические инструменты и современную цифровую и аналоговую обработку звука. Кроме привычных гитары и контрабаса в арсенале ансамбля большое количество этнических духовых, струнных и ударных: карельская скрипка йохикко, вологодский гудок, жалейки, калюки, бубны.

Ва-Та-Га - это сплав музыкальных традиций древности в сочетании с современными стилями и направлениями на основе русского песенного фольклора. Музыканты приветствуют импровизацию во всех её проявлениях, а также ведут эксперименты с формой композиций и их звучанием. Слово арт-фолк используется в связи с тем, что группа исполняет не аутентичный фольклор, а синтезирует его с различными современными течениями как акустической, так и электронной музыки, что не позволяет отнести группу к какому-либо одному определённому стилю.

Коллектив имеет огромный арсенал акустических инструментов, собранных со всего мира. Это перкуссионные инструменты латинской Америки, Африки, Индии и Европы; духовые инструменты различных стран; смычковые и щипковые - струнные инструменты; а также классические - такие как гитара, контрабас, флейта и др.

Но, наверное, самое главное, это то, что не объяснишь ни составом интсрументов, ни перечислением жанров. А в том, что этими же инструментами, на которых можно играть беззаботные версии "Валенок", они вызывают к жизни музыку первобытно прекрасную и первобытно страшную, извлекают ее даже не из инструментов и не из себя - а из слушателей.

О концерте Ва-Та-Ги в ДОМе:
"Александр, а откуда Вы? Вы настоящий помор?" - допытывался я по окончании концерта Ватаги в "ДОМе" у главного "ватажника" Александра Леонова. "Ну, родился я в Петрозаводске, а в предках у меня много кого намешано: и поморы, и ингерманландцы: не знаю, стоит ли об этом писать..." "Да нет же! Я просто хочу понять - откуда? откуда?".
Откуда такое сочетание мягкой славянской распевности, неброской красоты русского севера с жестким драйвом, настоящим шаманством, прорывающимся из-под этой распевности, как клокочущая магма.

"Я с детства слушал эти песни от моей вологодской бабушки, но тогда не понимал в этом ничего. Стал понимать, только уже став взрослым, слушая записи".

Строго говоря, петрозаводская "Ватага", до нынешнего года давно выступавшая и записывавшаяся под названием Reel - не первые в России, кто, побродив по чужим музыкальным полям, вплотную занялись нео-этно на основе русского фольклора. Можно вспомнить, конечно же, и Инну Желанную с группой Farlanders (особенно их последний чрезвычайно удачный альбом "Вымыслы" и разнообразные формации с участием Сергея Старостина, и электронные опыты Волги.

Но мало у кого получалось наполнять неторопливые русские напевы в сложных нечетных размерах таким напором, такой энергетикой. Может быть, дело в том, что "Ватага" использует набор инструментов, хорошо зарекомендовавший себя в чрезвычайно плотной по фактуре музыке радикального новоджазового "Волков-трио": контрабас (на котором играют как смычком, так и щипком), перкуссия и подключенная через многочисленные примочки полуакустическая гитара, на которой играют не аккордами и не соло, а отдельными нотами - или скорее даже звуками. Кроме того, сам Леонов подыгрывает себе на аутентичных инструментах - новгородской скрипице-гудке, шведских гуслях с непроизносимым названием, и народных духовых. Сочетание плотной новоджазовоой ритм-секции с фольклорным голосом создает очень необычный, завораживающий эффект. Но в первую очередь, конечно, дело, конечно в личности самого Александра Леонова. Худощавый, с огромными голубыми глазами, крючковатым носом, пепельной бородкой и остриженными в кружок волосами - именно таким изображают на иконах Александра Невского. Ничего удивительного: до Поморья, как известно, не докатилась волна татаро-монгольского ига, и коренные жители тех мест действительно могут выглядеть так, как выглядели славяне тысячу лет назад.

Во время концерта он спокойно сидит на стуле, но в нем чувствуется сжатая пружина, тот самый "угрюмый, тусклый огнь желанья", о котором писал Тютчев.

Пока мы беседуем, к Александру один за одним подходят восторженные слушатели, благодарят, спрашивают, где можно купить записи, когда еще можно послушать в Москве. "Мы прямо отсюда, из "Дома" уезжаем в Петрозаводск. Не очень-то нас здесь зовут. Продюсеры клубов, наверно, думают, что раз фольклор - значит, мы должны быть какие-то смурные, нет в нас веселья", - смеется Леонов.
Действительно, карельская Ватага - это уж никак не лаунж. Их песни могли бы служить боевыми гимнами, с которыми шли на бой с силами Тьмы жители Рохана... "

25.12.2004, Михаил ВИЗЕЛЬ (ЗВУКИ РУ)

Группа выступит с новой программой "Белая дорога".
Подробнее о группе:
ССЫЛКА >>

Начало в 20.00
Вход: 400 руб., студентам - 300 руб.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда