Культурный центр ДОМ

29 апреля 2006

"Термоакустика"
Лидия Кавина - терменвокс

Участники: Олеся Ростовская, Анастасия Лопатина, Вераника Шакирова (терменвоксы), Эдуард Дмитриев (флейта), Александр Филатов (кларнет), Ольга Субботина (фортепиано), Надежда Мендерова, Кристина Белицких, Вера Осьмачко (скрипки), Анастасия Стекольщикова (альт), Лидия Зинченко (виолончель).

[новая музыка]

Терменвокс — музыкальный инструмент, созданный в 1919 русским изобретателем Львом Терменом. Это единственный музыкальный инструмент, играть на котором можно, не прикасаясь к нему. Музыкальный звук возникает из ничего, "по мановению руки". Главной частью терменвокса являются два высокочастотных колебательных контура, настроенные на общую частоту.
Электрические колебания звуковых частот возбуждаются генератором на электронных лампах, сигнал пропускается через усилитель и преобразуется громкоговорителем в звук. Наружу "выглядывают" антеннообразный стержень и дуга — они-то и выполняют роль колебательной системы устройства. Исполнитель управляет работой терменвокса, изменяя положение ладоней. Двигая рукой вблизи стержня, исполнитель регулирует высоту звука. "Жестикуляция" в воздухе около дуги позволяет повышать или понижать громкость звучания. Лидия Кавина по праву считается "звездой терменвокса №1". Кавина является последней ученицей великого Льва Термена и его внучатой племянницей. Обучаясь игре на терменвоксе у Термена, Лидия Кавина в то же время получала и вполне академическое музыкальное образование. Ее обучение завершилось в 1997 году после окончания факультета композиции Московской государственной консерватории. Образование композитора помогает ей пропагандировать инструмент, которому она посвятила свою жизнь. Лидия Кавина провела более 1000 выступлений в разных странах (Россия, Европа, Соединенные Штаты Америки, Бразилия, Израиль, Япония, многие другие), выступая с ведущими коллективами мира - Лондонским симфоническим оркестром, оркестром Би-Би-Си, Бостонским оркестром, Российским национальным оркестром, оркестром электромузыкальных инструментов Российского телевидения и радио. Она записывала треки для фильмов "Эд Вуд" (реж. Тим Бартон) и "eXistenZ" (реж. Дэвид Кроненберг). Она работала с Томом Вейтсом над театральными постановками "Алиса" и "Black Rider".

29 апреля – «Термоакустика» - концертная программа Лидии Кавиной (терменвокс) с участниками Термен центра и ансамблеи современной музыки ГМИ им. Ипполитова-Иванова стремится утвердить терменвокс в качестве мостика, связующего музыки электронную с акустической и эксперементальную с классической. Прозвучат разнообразные комбинации терменвоксов с акустическими инструментами.

В программе несколько премьер: академическая “Lydia” Джона Эпелтона, посвященная солистке вечера, шуршащяя и шелестящая «...handarbeit...fingerspityengefühl» Анны Икрамовой, эксперементальная «Density 21,5» Эдгара Вареза, сочные балканские ритмы в «Valovi» Сани Дракулич, согласующий всех в едином оркестре (Бах) и способный растрогать любого Цербера (Глюк), ну и конечно произведения самой Кавиной, как никто другой знающей, что можно выжать из своего инструмента.




Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда