Культурный центр ДОМ 03 октября 2005
ТУВИНСКИЕ СЭЙФЫ группа SAFETY MAGIC (Москва) и Николай ООРЖАК (Тува)
[мировая музыка] Состав: 1. Лерман Дан - тресс-гитара. 2. Авшаров Михаил - бас-гитара. 3. Аманов Назар - скрипка. 4. Куликов Константин – труба. 5. Марто Аркадий – калимба, электроника. 6. Никулин Петр «Рагу» - диджериду. 7. Маряхин Олег - саксофон. 8. Романика Андрей - барабаны. 9. Небольсин Сергей - джамбе. 10.Павел Новиков - табла, дорбук, металлофон, бансури, вокалSafety Magic в переводе значит «безопасная магия». Стиль группы можно отнести к world music. World music - термин, размывающий стилевые границы и включающий в себя всё, что нельзя обозначить канонизированными ярлыками вроде «рока», «джаза» и «этно» (арт-рок, нью-джаз и этно-панк подразумеваются). Энергетика рока, чувственность джаза и сакральность этно перемешиваются в Safety Magic настолько, что австралийский диджериду, кубинский трес и цыганская скрипка говорят на одном языке. Очевидно, это и называется world music. АНДРЕЙ РОМАНИКА – барабаны выпускник кокчетавского джазового колледжа, известен по работе с А.Айги в «4’33», в мюзикле «МЕТРО» в тандеме с Анатолием Герасимовым, с Феликсом Лахути в «Funky Land», в коллективах Карла Хламкина, «Детский Панадол». СЕРГЕЙ НЕБОЛЬСИН – перкуссия настолько разносторонний музыкант, что участвует как перкуссионист и барабанщик в проектах таких разных музыкальных направлений, как «Дети Пикассо», «Пелагея», «Godknows». Михаил АВШАРОВ – бас переиграл во многих арт-роковых проектах: «Оркестр нелегкой музыки» под упр.Михаила Жукова, «Задоринка», «Память Меньшикова», «Дегенератор идей», а в созданном им самим коллективе «До свидания, мотоцикл!» играл с африканскими и армянскими музыкантами. Петр НИКУЛИН (РАГУ) – самый известный мастер игры на диджериду – около трех лет жил в Непале, где занимался музыкальными и духовными практиками. Играет японскую музыку в ансамбле «ВА-ОН» Павел НОВИКОВ, выпускник Смоленской консерватории по классу перкуссии и ученик Хашмад Али-Кхана по классу табла, четыре года играл бенгальскую музыку со своим коллективом «Эсперейшн Флейт», путешествуя по Прибалтике, Скандинавии, Европе и США. В Safety magic он является своего рода «многостаночником», играя на табла, дорбуке, металлофоне, бансуре (индийская флейта) и исполняя вокальные партии. Дан ЛЕРМАН, ученик Андре Пеленда (Конго; гитара), Хашмада Азама Али-Кхана (Индия; табла, тампура), Алексея Бармутова («папа Лёша», психоделическая гитара) так владеет кубинским народным инструментом тресом, что может извлечь из него саунд ситара, хотя с виду он похож на гитару. Назар АМАНОВ – скрипка выпускник Московской консерватории и обладатель Гран-при I Международного конкурса им.Н.Халмамедова, накопил серьёзный опыт работы с джаз-роковым репертуаром в группе «Гунеш» (под упр.Ришата Шафи). Соединив скрипку с электронным процессором, он создал свой проект «Nazaar Violin Show» Константин КУЛИКОВ – труба еще учится на эстрадно-джазовом отделении Гнесинки, но уже является полноценным участником многих известных проектов, таких как джазовый оркестр под упр.А.Кролла, «W.K.?», «Фруктовый кефир» Аркадий МАРТО – клавишные ученик И.Бриля, играющий с «Moscow Groove Institute» и ансамблем А.Айги «4’33», в Safety magic ведает спецэффектами и удивительным инструментом калимбой Олег МАРЯСИН – саксофон молодое дарование из оркестра Карла Хламкина, недавно влился в процесс Safety magic Николай Мунзукович ООРЖАК - потомственный тывинский шаман, мастер тывинского горлового пения «Хоомей»
Хоомей – это феномен, виртуозное искусство, доступное не всем, требующее определенных способностей и обучения. Его истоки коренятся в тывинской народной песне. Тывинские шаманы используют его как исцеляющий звук природы. «Горловое пение подражает звукам животных, и создаваемые звуки созвучны вселенским. Для меня эти звуки - как ритмы единого целого», говорит Николай. Хоомейжи (Мастер хоомей) Николай Ооржак изучает горловое пение более 20 лет. В совершенстве владеет всеми стилями хоомей: сыгыт, каргыраа, эзенгилээр, борбаннадыр и их разновидностями. В 1989 г. на Первом Международном симпозиуме Хоомей – 89 он стал Лауреатом фестиваля в стиле каргыраа. После симпозиума стал одним из активных руководителей фольклорного ансамбля «Тыва», созданной Зоей Кыргыс– ученым, изучающей фольклор тывинского народа. В 1990 г. Николай организовал новый фольклорный ансамбль «Эртинелиг Тыва». В 1991 г. вместе со своим ансамблем участвовал в международном фольклорном фестивале в Норвегии и Швеции. В 1993 году выступал в Турции. «Мое творчество рождается многолетним опытом, и я всегда действую следуя своему воображению, вызывая действия через свой храм звука. Между звуками я вплетаю алгыши – мистерии» В 1995 г. Николай был приглашен с представителями правительства на международный конгресс в честь 60-летия Его Святейшества Далай-Ламы XIУ в Индии. Получив благословение Его Святейшества, он начал более глубоко проявлять силу горлового пения в сочетании с шаманизмом. В 1997 – 1998 гг. он работал биознергетическим массажистом в Центре Народной Медицины города Кызыла (столица Тывинской республики), активно применяя в своей практике горловое пение и работу с бубном, исцеляя кармические нарушения у больных. «Бубен играет особую роль, усиливая исцеляющую силу звука хоомей. Их сочетание создает гармонию ощушения единого целого, подчиняется Вселенским законам, как и мелодии гор, степей и лесов, птиц и животных, звучит естественно и свободно, обладает силой любви, которое снимает гнев и печаль. При этом создается вибрация в органах, освобождается негативная энергия («злой дух»)». В апреле 1998-го года Николай Ооржак приглашен Монгуш Бораховичем Кенин-Лопсан (профессор, доктор исторических наук, виднейший исследователь шаманизма в мире), участвовать в шаманском обществе «Дунгур». Главная задача этого общества – духовно-просветительское исцеление через сознание. Во время камлания, т.е. мистерии, шаманы находят причины кармических нарушений у человека. «Хоомей в сочетании со звуком бубна создает целостный, высший подход к человеку. Здесь нет никаких трюков или иллюзий, а есть могущество цельного звука». В мае 1999 г.Николай участвовал в конгрессе «Шаманизм тюркоязычных народов Центральной Азии», в Вене, посвяшенном дню Независимости австрийского народа. С 1999-г. по 2000 год был председателем Централизованной религиозной организации шаманов «ТосДээр » Республики Тыва.Паралельно занимался авторской работой под названием «Практика шамана в сочетании с целительным звуком». В этой работе он раскрывает природу песни без слов, которая дает силу спокойствия и равновесия сознанию, делает его способным различать все, что содержит его память. В декабре 1999 г. канал АРТЭ Центрального телевидения Германии выпустил короткометражный документальный фильм с участием Николая про его шаманскую практику в сочетании с горловым пением. В 2000 г. он участвовал в конгрессе «Шаманизм в новом тысячелетии», который проходил в Германии в городе Гармисч – Партенгирчен. В ноябре 2000 г. Николай участвовал в фестивале "Глубокая глотка или опасные связки" в Москве, где выступал с оркестром примитивной музыки известного исполнителя на ударных инструментах, композитора, мастера импровизации Михаила Жукова. В начале 2002 г. совершил трехмесячный тур по США и Канаде по приглашению Международной ассоциации гармонического пения, основанной Стивом Скляром, и канадского шаманского общества, проводя многочисленные семинары и концерты. Во время тура он встречался с Майклом Харнером, знаменитым исследователем шаманиза и основателем Foundation for Shamanic Studies, который высоко оценил его способности. Постоянно проводит семинары по шаманизму и горловому пению в Москве, Киеве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Одессе, обучая использованию горлового пения в целительстве и саморазвитии. В 2003 г. в Киеве солировал в импровизационном концерте вместе с известной группой "R.J. Orchestra" на ТВ «Табачук» в программе "Полтарев-джаз". По инициативе известного журналиста Дмитрия Киселева канал ICTV снял также импровизационный концерт в лесу совместно со знаменитыми украинскими музыкантами Владимиром Соляником и Эрнестом Измайловым. Выступал в арт-клубе "44". С этого года вместе с ним в концертах участвует его лучший ученик и менеджер Владислав Матреницкий. В марте 2004 выступал совместно с Владимиром Соляником и Энвером Измайловым на джазовом фестивале в киевском театре оперетты. Зрители с восторгом восприняли его заключающий фестиваль дуэт с известной джазовой певицей Ольгой Войченко, как всегда неожиданный и красивый благодаря его импровизационному таланту. В июле 2004 приглашен на международный джазовый фестиваль в Коктебеле. В сентябре 2004 г. участвует в джазовом фестивале в Днепропетровске, где, помимо прочего, поет дуэтом с американским джазовым исполнителем Lee Andrew Davison.
|