Культурный центр ДОМ

09 апреля 2005

СТЕПНЫЕ ЛУЧИ
великая группа
ХУУН-ХУУР-ТУ (Тува)
[традиционная музыка]

ХУУН-ХУУР-ТУ (Тува)
Кайгал-Оол ХОВАЛЫГ – голос, игил, дошпулуур, чанзы
Саян БАПА – голос, игил, дошпулуур, гитара
Андрей МОНГУШ – голос, игил
Алексей САРЫГЛАР – перкуссия


Согласно официальной версии, тувинскую музыку открыл миру физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Всю жизнь он хотел побывать в Туве, но не воплотил свою мечту в жизнь, поскольку не смог получить советскую визу.
Зато он дал послушать запись тувинского горлового пения музыковеду- этнографу Теодору Левину, на которого музыка произвела такое впечатление, что он решил немедленно познакомиться с музыкантами: «Мне захотелось посмотреть на людей, которые издают эти потрясающие звуки».

В 1987 году Тед Левин организовал этнографическую экспедицию в Советскую Республику Туву. Левин был, чуть ли не первым иностранцем, который ее посетил. Добравшись до Кызыла, он познакомился с четырьмя музыкантами, так и состоялось знакомство с группой Хуун-Хуур-Ту, тогда еще «Кунгуртук», продемонстрировавшая Левину свой уникальный дар – горловое пение, когда один вокалист способен выводить две или даже три мелодические линии, сильно (до четырех октав) различающиеся по высоте. Левина настолько потрясло это открытие, что он немедленно пригласил музыкантов в США.

Позднее открылось значение таинственного тувинского слова Хуун-Хуур-Ту – расщепление солнечного света в облаках на множество расходящихся лучей. Это название отражает удивительное свойство тувинского языка – передавать в тончайших деталях особенности ландшафта и состояний природы.

Хуун-Хуур-Ту тем временем показывали миру уникальные музыкальные традиции своей страны. При этом они не исключали в своей музыке появления элементов других стилей. Именно это музыкальное смешение говорит о том, что Хуун-Хуур-Ту – не вполне «группа горлового пения», и даже не совсем «фольклорный» коллектив. Музыка Хуун-Хуур-Ту, за счет гармоничного сочетания народных и современных инструментов, сильно отличается оттого, что музыковеды привыкли считать тувинской традицией. Это и не удивительно, если вспомнить, что игил – тувинский «дедушка» виолончели, дошпулуур – родственник банджо, хомус – «губная арфа», а бубен тунгур из шаманского арсенала музыкантов - прототип современных ударных.

История Хуун-Хуур-Ту начинается в 1992 году, когда тувинцы Кайга-Оoл Ховалыг, Александр Бапа, Саян Бапа и Альберт Кувезин переименовали “Кунгуртук” в “Хуун Хуур Ту”. Далее произошла смена состава, в 1993 году из группы ушел вокалист Альберт Кувезин (организовавший впоследствии группу Ят-ха), а его место занял Анатолий Кулууар. Алексей Сарыглар попал в Хуун-Хуур-Ту в 1995 году, заменив Александра Бапа.

В 1993 году выходит в свет первая пластинка Хуун-Хуур-Ту – «60 Horses in My Herd» (60 лошадей в моем табуне). С нее-то и начинается нескончаемый тур Хуун-Хуур-тинцев, объехавших с концертами почти весь мир и сыгравших в самых престижных залах Америки, Азии и Европы. Тувинцы услышали признания в любви многих легендарных музыкантов, например, довольно немногословного лидера King Crimson Роберта Фриппа.

На Западе музыка группы Хуун-Хуур-Ту пользуется огромной популярностью. Многие выдающиеся музыканты различных направлений выразили желание сотрудничать с Хуун-Хуур-Ту. Большим энтузиастом в продвижении их музыки был Фрэнк Заппа (Frank Zappa), незадолго до своей смерти пригласивший тувинцев в свою домашнюю студию (1993 г.). Музыка Хуун-Хуур-Ту в то лето собрала вместе многих друзей Заппы, записавшихся с тувинскими музыкантами: The Chieftains, Джонни «Гитар» Уотсон (Johni «Guitar» Watson) и Л. Шанкар (L.Shankar). Кронос Квартет (Kronos Quartet) – элита современного камерного авангарда – также записал несколько композиций совместно с Хуун Хуур-Ту, одна из которых, «Конгурей», открывает альбом Кронос Квартета «Night Prayers». В 1994г. Кронос и Хуун-Хуур-Ту дали совместный концерт в переполненном 4-х тысячном Мемориальном Зале Стэнфордского Университета.

Дебютом тувинских музыкантов в кино стала запись в Голливуде музыки к фильму режиссера Уолтера Хилла (Walter Hill) «Джеронимо – американская легенда» («Geronimo – An American Legend»), киностудия «Columbia Pictures». Соавтором тувинцев в этом проекте был известный музыкант Рай Кудер (Ry Cooder). Еще одна совместная запись была сделана с Микки Хартом (Mickey Hart) – барабанщиком культовой группы «Грейтфул Дед» (Grateful Dead) и известным продюсером world music.

За истекшие десять с лишним лет Хуун-Хуур-Ту записалась и выступила с выдающимися музыкантами самых различных направлений и стилей: Stevie Wonder, Bob Weir (Greatful Dead), Trilok Gurtu, Fun-Da-Mental, Bulgarian Voices Angelite и другие.
В Японии Хуун-Хуур-Ту играл с известным там ансамблем "Кодо", исполняющем народную музыку исключительно в "ударном" варианте - на барабанах, самый большой из которых весит 320 килограммов.
В Бельгии записана танцевальная версия ряда песен Хуун-Хуур-Ту, которая доводит бельгийских рэйверов до экстатического транса. В Софии состоялась запись совместного проекта с обладателем премии «Grammy» – Болгарским женским хором, получившим мировую известность под именем Les Mystere Des Voix Bulgares.


На данный момент в состав группы входят:

Кайгал-Оол ХОВАЛЫГ
Невероятно талантливый певец-самоучка Ховалыг был пастухом до 21 года, пока его не пригласили в Тувинский государственный ансамбль. Он переселился в Кызыл и начал обучаться горловому пению. Он один из основателей ансамбля Хуун-Хуур-Ту, покинул Тувинский ансамбль в 1993 году, чтобы посвятить себя творчеству в только что созданном квартете. Ховалыг, прежде всего известен своим уникальным исполнением хоомей и каргыраа (вокальные стили).

Саян БАПА
Сын тувинца и русской, вырос в индустриальном городке Ак-Довурак. Он занимался музыкой в Кисловодске, где играл на бас-гитаре в русской джаз-роковой команде в течение нескольких лет. В начале 90-х вернулся в Туву, к музыкальным корням, где стал участником фолк-роковой группы, исполняющей традиционную тувинскую музыку на современных инструментах. Один из основателей Хуун-Хуур-Ту, Саян Бапа - универсальный инструменталист, он играет на дошпулуур, игиле и акустической гитаре. Как вокалист он специализируется на стиле каргыраа.


Андрей МОНГУШ
Андрей Монгуш впервые познакомился с горловым пением в 13-летнем возрасте, помогая своим бабушке и дедушке следить за стадом. Несмотря на обучение в сельскохозяйственном институте до 1991 года, он успел за это время получить бесчисленное множество музыкальных наград. После окончания института Андрей решается продолжить вокальную карьеру, обучаясь игре на местных тувинских инструментах и горловому пению. В 1997 году получает специальность по обучению стилю хоомей и игре на народных инструментах. После получения национального признания за свою работу в средней школе в мае 2003 года он был приглашен выступать в ансамбль Хуун-Хуур-Ту.

Алексей САРЫГЛАР
Алексей Сарыглар попал в ансамбль в 1995 году, заместив Александра Бапа. Он получил музыкальное образование в Улан-Удэ по классу перкуссии и стал участником государственного ансамбля «Сибирский сувенир». Безмерно талантливый музыкант, исполняющий сыгыт, эксперт по тувинской перкуссии и струнным инструментам, играет также на рояле. Как и другие члены группы, живет в Кызыле.

Во всех известных музыкальных энциклопедиях Хуун-Хуур-Ту называется самым выдающимся музыкальным явлением России за последнее десятилетие. В этом году группа номинирована на BBC World Music Award – самую престижную в мире ежегодную награду в сфере этно-музыки.
С большими восторженными статьями выступили практически все крупные американские газеты (New York Times, Washington Post, Los Angeles Times…)
New York Times назвала концерты Хуун-Хуур-Ту “музыкальным чудом”, а San Francisco Chronicle – «вокальной магией». Boston Globe объявил гастроли тувинцев «главным событием world music года». Тувинской группе были посвящены популярные радио- и телепередачи компаний ABC, CBS, NBC, CBC, WNYC («New Sounds»), MTV («John Steward Show»).

Западная пресса о музыкантах:
" Кайгал-Оол ХОВАЛЫГ – Паваротти горлового пения "
(Newsweek)

"Тувинцы ворвутся в твой мозг и оставят отпечатки копыт…"
(San Francisco Bay Guardian)

"Из этих музыкантов исходит деревенская веселость и искренняя выразительность"
(Jazz Times)

"Это незнакомая, в тоже время очень доступная, пришедшая из другого мира и глубоко духовная музыка, которая корнями уходит в звуки природы"
(The Chicago Tribune)

«Представьте прохладный свежий воздух, где высоко над уровнем моря дикие степи, бурные реки, поющие птицы, быстрые кони, юрты и культура, соединяющая в себе буддизм и шаманизм. Теперь представьте, что все это есть в музыке. С ритмом. Так это и звучит»
(Union News (Спрингфилд)




Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда