Культурный центр ДОМ

06 февраля 2005

ДАВИД И ХАМИД
дуэт David MURRAY и Hamid DRAKE (США-Франция)
Дэвид Мюррей - тенор-саксофон, бас-кларнет
Хамид Дрейк - ударные, перкуссия
[новый джаз]

Уникальное выступление двух лидеров американского джазового авангарда! Неподражаемые мастера стиля в единственном концерте в Москве!

Дэвид Мюррей – великолепный, блестящий, временами взрывной мастер тенор-саксофона продолжает исследовать территорию фри-джаза. Его выступление в дуэте с ударником Хамидом Дрейком обещает стать самым ярким и значительным событием московской зимы.


Дэвид МЮРРЕЙ (DAVID MURRAY) /США/
тенор-саксофон, бас-кларнет

В карьере Мюррея есть что-то парадоксальное: с 1977 года, когда вышел его авторский диск, саксофонист записал более полусотни альбомов – и это только под своим именем. То есть столько, сколько иные суперзвезды джаза не успевали записать за всю жизнь. При этом подавляющее большинство из них вышло за пределами США: в Италии (фирма Black Saint), Японии (DIW), Германии (ENJA). Не говоря уже о демократичных проектах, в которых все музыканты выступают на равных - кроме World Saxophone Quartet’a (WSQ), это и квартет кларнетистов Clarinet Summit (как и WSQ - тоже без ритм-секции), и электрогитарный Music Revelation Ensemble. Да и как сайдмен, Мюррей всегда успевал отметиться в коллективах, неизменно привлекавших внимание и критики, и публики, и тех и других вместе: в «черном роке» Джеймса «Блад» Алмера, в Special Edition Джека Де Джонетта, в мемориальном оркестре Mingus Dynasty (с нашим Александром Сипягиным на трубе). Участие Мюррея помогло сделать карьеру в США юному канадскому пианисту Д.Д. Джексону и его японской коллеге Аки Такасе.
Удостоившись престижной датской премии Jazzpar в 1991 году, он получает возможность сделать оркестровую программу с коллективом Пьера Дорха и в точности повторяет выступление оркестра Дюка Эллингтона на Ньюпортском фестивале 1956 года, где сам воспроизводит легендарное соло тенор-саксофониста Пола Гонзалвеса.
Мюррей пользуется репутацией человека удачливого, легко находящего деньги на любые свои проекты - от сборной команды Jazz Baltica и авангардно-джазовых видеоклипов до новейшей его идеи – инсценированной биографии Пушкина с участием черных поп-вокалистов и актеров, читающих стихи на родном языке поэта.

/Дмитрий Петрович Ухов/


Биография Дэвида Мюррея

Изначально - наследник стиля абстрактно-экспрессионистской импровизации 1960-ых – в том числе таких саксофонистов, как Альберт Эйлер (Albert Ayler) и Арчи Шепп (Archie Shepp), Дэвид Мюррей в конечном итоге выбрал амплуа, скорее соответствующее представлениям о тенор-саксофонисте мэйнстрима: репертуар из стандартов с привычной ритм-секцией. Однако его прочтение общеизвестных тем значительно отличается от их интерпретаций другими саксофонистами его поколения. Звук его саксофона - глубокий, бархатный, темный - напоминает об эпохе свинга - Бене Вебстере (Ben Webster) и Коулмане Хокинсе (Coleman Hawkins). Но при этом к основному принципу мэйнстрима - смене аккордов в квадрате - Мюррей подходит совершенно самостоятельно.

Хотя очевидно, что Мюррей хорошо знаком с правилами гармонии, он редко когда буквально воспроизводит мелодию темы. Он смог приспособить экспрессивную технику своего фри-джазового прошлого («смазанные глиссандо, звуки неопределенной высоты, ритмы, скачки в верхний регистр и т.д.) к традиционным импровизационным формам - тем, что в джазе называются straight-ahead. Даже в такой гармонически изысканной вещи, как «Round Midnight» он обходится только основными нотами аккордов - тоникой, терцией, квинтой, септимой. Но, обрисовав таким образом гармонический рисунок, он может заполнить все остальное пространство не имеющими разрешения, неаккордовыми нотами – по сути дела, точно такими же, как знаменитые «неправильные» ноты Эрика Долфи. В то же время именно нескрываемая смелость эстетической концепции Мюррея, яростная страсть его фразировки делают саму постановку вопроса о «правильном и неправильном» излишней..

Дэвид Мюррей родился 19 февраля 1955 года в Беркли, штат Калифорния. Его родители были музыкантами - мать играла на фортепьяно, а отец на гитаре. В юности Мюррей исполнял музыку в церкви вместе с родителями и двумя братьями. Он познакомился с джазом, будучи студентом школы Беркли. Когда ему было тринадцать, он играл на альт-саксофоне в местной группе the Notations of Soul, но по примеру Сонни Роллинса переключился с альта на тенор. В Колледже Помоны он учился у трубача из квартета Орнетта Коулмэна Бобби Брадфорда. В 20-летнем возрасте Мюррей переезжает в Нью-Йорк. Это были времена "loft jazz" (чердачного джаза), когда фри-джаз находил приют в бывших промышленных кварталах нижнего Манхэттена. Вместе со Стэнли Краучем – критиком, с которым саксофонист был знаком еще с Помоны (и был под его сильным влиянием), Мюррей открывает на чердаке своего дома собственную студию Infinity. В трио Мюррея с басистом Марком Дрессером Крауч иногда играл на ударных.

В относительно короткое время Мюррей (при поддержке Крауча, который неформально играл роль его агента) приобрел репутацию музыканта с большим творческим потенциалом. До этого работы Мюррея были сырыми, он подражал «расщепленным» звукам Альберта Эйлера, максимальной громкости и вообще всему, что выходило за рамки нормального звукоизвлечения на духовом инструменте. Он записал первые альбомы в 1976 - «Flowers for Albert» (India Navigation) и «Low Class Conspiracy» (Adelphi) с басистом Фредом Хопкинсом и барабанщиком Филипом Уилсоном. Параллельно Мюррей вместе с Джулиусом Хемфиллом (Julius Hemphill), Оливером Лейком (Оliver Lake), Хэмиетом Блюиеттом (Hamiet Bluiett) создает World Saxophone Quartet (Мировой квартет саксофонов). В это время с подачи легендарного бродвейского продюсера Джозефа Паппа Мюррей собирает биг-бенд, который имел успех у критики. Из биг-бенда, в свою очередь, был также создан октет, с которым Мюррей мог исполнять свои самые экспериментальные композиции. В 80-е Мюррей записывался и с этим октетом, и с различными маленькими группами для итальянского лейбла Black Saint. И записи того времени – пусть и не самые совершенные - все же дали Мюррею возможность проявить свой талант композитора.

В 80-е и 90-е годы Мюррей записывается невероятно много - вряд ли в этом отношении с ним может сравниться любой другой музыкант современного джаза. Но как раз в 80-е Мюррей все чаще обращается к традиционному репертуару из джазовых стандартов, особенно с малыми ансамблями. Однако с возрастом и под влиянием старых мастеров свинга и бибопа радикализм, страстность и спонтанность в игре Мюррея либо смягчаются, либо вообще улетучиваются.

С другой стороны, его внимание к технике игры увеличилось. Перестав быть законодателем музыкальной моды, Мюррей становится неподражаемым мастером стиля. К тому времени, когда ему исполнилось сорок, его импровизации становятся до известной степени предсказуемыми, и в то же время растет его мастерство композитора. В этой области Мюррей все еще казался способным открыть что-то новое.


Хамид ДРЕЙК (HAMID DRAKE) /США/
ударные, перкуссия

Хамид Дрейк родился в августе 1955, в штате Луизиана, США. Учился искусству игры на ударных инструментах, изучал разные стили игры, включая восточный и карибский. В 1974 началось его долговременное музыкальное сотрудничество с Фредом Андерсоном. В конце 70-х Андерсон представил его Джорджу Люису и Дугласу Эварту. Именно в этот период значительное влияние на его игру на ударных инструментах оказали Эд Блэквелл и Адам Рудольф, который был его другом детства. Они стали сотрудничать и появлялись вместе во многих проектах. Дрейк - постоянный музыкальный партнер большого количества музыкантов, таких как саксофонисты Фред Андерсон, Петер Бретцман и Фароа Сандерс. Он играет музыку в диапазоне от регги до мировой музыки и фри-джаза. Познакомившись в 1978 с Доном Черри, они стали вместе работать. В конце 70-х Дрейк стал членом Mandingo Griot Society, появившись на первом альбоме группы. Много лет Дрейк играет вместе с такими музыкантами, как пианист Бора Бергман и Петер Бретцман. Также он играл в течение нескольких лет с Мэрилин Криспелл, Пьером Дорхе, Херби Хенкоком, Мишей Менгельбергом, Фароа Сандерсом, Уэйном Шортером, Малаши Томпсономи др. Играя на границе жанров с различными музыкантами, Дрейк легко адаптируется к северно-, западноафриканской и индийской ритмическим манерам игры, так же как и регги и латиноамериканской музыке. Он зачастую играет на ударной установке без палочек, используя только свои руки.




Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда