Культурный центр ДОМ

30 января 2005

ОТ ФОНАРЯ
LATERNA MAGIKA (Санкт-Петербург)
ШУМЫ РОССИИ (Санкт-Петербург)
[экспериментальная музыка]

LATERNA MAGICA
Ансамбль средневековой музыки (Санкт-Петербург)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕРВОГО ДИСКА “AMOR EI” (Record one)

ШУМЫ РОССИИ & ОЛЬГА КОМОК aka Ut415
Medieval music & spirare noise
Программа CANTIGAS DE SANTA MARIA

Специальный гость – проект «Musique» (Санкт-Петербург).

LATERNA MAGICA – петербургский ансамбль, исполняющий европейскую музыку Средних веков и Возрождения. LATERNA MAGICA сочетает звучание аутентичных инструментов и стремление к исторически достоверному прочтению старых текстов с экспериментами в интерпретации. В основе совместной работы коллектива – два условия: исполнительская свобода как следствие многообразного опыта участников ансамбля (в области классической, барочной, джазовой, народной и рок-музыки), а также самоограничение как результат острого чувства стиля. Неакадемические голоса привносят в звучание ансамбля особую экспрессивность. Рассматривая средневековую музыку как живое искусство, способное существовать за пределами музейной реконструкции, LATERNA MAGICA включает средневековый репертуар в разнообразные контексты современной музыкальной жизни.
Со времени основания (1998) ансамбль LATERNA MAGICA участвовал в ряде Международных фестивалей старинной музыки (в Москве, Санкт-Петербурге, Тарту, Минске, Ярославе), провёл гастроли в Беларуси, Польше и США. С 2000 года ансамбль сотрудничает с Петербургским фондом культуры и искусства “Институт ПРО АРТЕ”, подготавливая оригинальные программы, объединяющие средневековую и современную музыку.

AMOR EI
Cantigas de amigo
Estampies Royal

Два средневековых музыкальных цикла принадлежат разным странам и эпохам. Семь Cantigas de Amigo («Песни о друге») созданы на северо-западе Испании, в Галисии около 1230 года. Восемь Estampies Royal («Королевские эстампи») записаны веком позже в Париже. Скудные факты “биграфии” циклов лишь подчеркивают их несхожесть.

Cantigas de Amigo – традиционный жанр любовной лирики на галисийско-португальском диалекте, самом популярном литературном наречии средневековой Испании. Наследуя поэтическим темам и формам трубадуров, на протяжении всего XIII века испанцы-мужчины изливали неутолимое любовное чувство от лица женщины. Композиции Песен о друге и просты, и сложны: скупость семантических ресурсов с лихвой восполнена медитативными структурами, основанными на ротации слов и мотивов. Из всего корпуса Песен о друге - несомненно, принадлежащих не к устной, но песенной поэзии, - до наших дней дошла нотная запись лишь семи композиций, которые составляют единый цикл. Шесть из них записаны с нотной строкой, а седьмая, как правило, поётся на народную галисийскую мелодию. Авторство этих семи кантиг приписывается Мартину Кораксу (Martin или Martim Corax или Codax), о происхождении которого остается лишь гадать. Ясно только, что кантиги были созданы не в столице Галисии Сантьяго-де-Компостела, а южнее, где-то на побережье залива Виго, возможно, в городке Виго, который существует до сих пор. Залив Виго – узкий, фьордообразный – связывает воедино содержание песен, это главный их адресат и единственное обстоятельство места: к волнам залива обращается девушка, потерявшая моряка-возлюбленного, к заливу она бежит на встречу с любимым, одиноко танцует на берегу. Музыкальный язык кантиг, несколько неожиданно для севера страны – прибежища кельтов и оплота испанского христианства – хранит отпечаток южной мозарабской традиции, мелизматической и пряной.

Французские Estampies Royal – инструментальные танцы, написанные в традиции, повсеместно рапространённой в Европе XIV века. Многочастные витиеватые композиции основаны на типичной средневековой структуре секвенции: каждый новый раздел танца (pars) повторяется дважды с переменными, но одинаковыми для всех pars окончаниями – для первого (ouvert) и второго (clos) повтора. Эти анонимные (как, впрочем, и все другие европейские танцы того времени) произведения – детище Парижа, важнейшего культурного центра средневековой Европы. Согласно названию, танцы предназначались для придворных празднеств. Все «Королевские эстампи» – выдержанные в характере чинного шествия или стремительного хоровода – звучат по-северному холодновато. В мелодике их не найти ориентального вкуса, свойственного итальянским и даже английским танцам XIV века.

Соединение столь разных циклов – французских придворных танцев с галисийскими любовными песнями – даёт возможность не только акцентировать своеобразие каждого из них, но и обнаружить в их музыке цепь ритмических подобий и мелодических, мотивных связей. Сходство структур и базовых принципов музыкального языка Cantigas de Amigo и Estampies Royal свидетельствует о принципиальном единстве средневековой музыкальной культуры – единстве устной традиции, которую пестовали, распространяли и развивали бродячие музыканты-жонглеры.


ШУМЫ РОССИИ & ОЛЬГА КОМОК aka Ut415
Medieval music & spirare noise

Совместный проект spirare-noise коллектива "Шумы России" и Ольги Комок (ансамбль средневековой музыки "Laterna Magica") помещает музыку XIII – XIV веков в звуковое пространство современной городской цивилизации. Староиспанские кантиги, английские гимны XIII века, итальянские танцы XIV века, исполненные на колесной лире (копии инструмента конца XIV века), сопровождаются гармоническими полифониями (landscapes), шумами (musique concrete), индустриальными ритмами. Электронная и акустическая составляющие проекта оттеняют и дополняют друг друга в строгих, сдержанных пропорциях – ни одна из них не доминирует и не служит аккомпанементом для другой. Актуализация традиционной средневековой музыки производится не только за счет разрушения академических рамок и технологичного воздействия на зрителя, но и путем расширения самой зрительской аудитории.




Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда