Культурный центр ДОМ

24 ноября 2004

проект ЕДИНЕНИЕ ПОД СЕНЬЮ
24 ноября – 5 декабря
ХИАЗМ
Дмитрий ТУГАРИНОВ - инсталляция
Серж ГОЛОВАЧ - фото
Вернисаж: 24 ноября в 18.00
Куратор – Александр ШУМОВ
[выставка]

Предлагаемая нами выставка под титулом "Хиазм" объединяет двух абсолютно непохожих деятелей современной российской культуры.
Двух замечательных авторов объединяет трогательный общий интерес к Ганнибалу, загадочному персонажу древних времен всем известного народа. Ганнибалу, чья слава противоречива и неоднозначна. А биография давно превратилась в ворох скудных подтвержденных исторических фактов, анекдотов и крылатых выражений, типа «Ганнибал у ворот». Что означало для древних римлян - «запредельный ужас». Вероятно, карфагенец был достойным противником, если судить по тому, что победители воздвигали в его честь мавзолеи, статуи, даже значительно позже его физической смерти. Потому ли или поэтому, во всяком случае, Ганнибала очень возносил Александр Суворов, русский полководец и мыслитель.
И именно Суворов в инсталляции Тугаринова является проводником довольно витиеватой художественной метафоры, ведущей от Ганнибала, поскольку ему удалось повторить легендарный переход через Альпы, но несколько позднее, реализовав свою давнюю детскую мечту. По свидетельствам очевидцев, начитанный ребенок Саша Суворов был хилым до такой степени, что его не считали жильцом на этом свете, и всю оставшуюся биографию ему приходилось доказывать собственную жизнеспособность, настойчиво испытывая судьбу. Мальчик, в конце концов, стал генералиссимусом, и судьба до такой степени боялась его провокаций, что он в качестве полководца ни разу не хлебнул участи побежденного среди подобных себе. Чего не скажешь о его семейных отношениях. Во всяком случае, семидесятилетний старик повторил маршрут двадцатипятилетнего юноши в обратном направлении с вполовину меньшей армией и без слонов.
Как известно, у Ганнибала имелось 37 громадных африканских слонов. Но в России к тому моменту (1799 год) еще не успели развести хоботных в таком количестве, а единственный слон царя Алексея Михайловича сдох в яме, на месте которой сейчас стоит величественное здание Государственного Исторического музея в Москве. К слову сказать, в определенной степени можно догадываться, почему нынешний бургомистр Москвы так активно сносит исторические здания, там, скорее всего, будут слоновники по разведению слонов. А против кого этих слонов направят, и дураку ясно.
У Сержа Головача же впервые показывается серия «Волны». Поскольку борьба между Римом и Карфагеном велась за Средиземное море, а поскольку найти достаточное количество нумидийских, ливийских, испанских и галльских ребят за короткий период подготовки выставки не представлялось возможным, то была взята элементарная аналогия из нынешних времен, а именно чудесный момент празднования 300-летия Петербурга. Матросы помимо того, что везде и всюду оказываются именно мужчинами, носят и сходную верхнюю одежду – тельняшку. С чередующимися одинаковыми белыми и темными полосами, напоминающими о зарождении абстракционизма, и создающих, на верхних частях крепких молодецких тел некое подобие разволновавшегося моря. Как же тут не поволноваться когда столько красоты естественной природной!
О солдатах же напоминают несколько пар сапог Дмитрия Тугаринова. Поскольку они - все его собственные, то множественность единого целого можно также разглядывать в виде смелого художественного образа.
Вообще-то говоря, всех хотелось бы сердечно поздравить со славной нынешней датой:

Ровно 2222 года назад
в ноябре 218 года до Рождества Христова
25-летний Ганнибал во главе 50 тысячного войска перешел Альпы!
А «хиазм» на латыни и по-гречески всего лишь - разнонаправленное движение в двух половинах, что в целом придает выразительность смыслового противопоставления речениям и динамику визуальному образу.

Супремус, Цюрих



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда