Культурный центр ДОМ

27 мая 2004

НОВА-КИНО
показ фильма Марка БОСВЕЛЛА
ПОДРЫВНОЕ АГЕНТСТВО («THE SUBVERSIVE AGENCY», 2003, 72 мин) по роману
Антона Козлова «K-Zonа»
Концерт CD-R и F.R.U.I.T.S.
[смотри в оба]

Подрывная деятельность Антона Козлова / Вадим Алексеев

15 лет назад Антон Козлов, поэт и философ, живущий между Парижем и Нью-Йорком, написал футурологический роман «K-Zonа», в которой силой бунта футбольных хулиганов в ранних 60-х построен гибрид коммунизма с капитализмом. Герой, торговец оружием и однофамилец автора, приглашен играть в гольф в таинственной стране в Карибском бассейне, наполненной Черными Пантерами, анархистами, феминистками. Победитель игры получает миллион долларов, проигравший - смертный приговор.
Рукопись попала к Марку Босвеллу, одному из главных режиссеров американской альтернативны и автору манифеста NOVA-KINO, где утверждалось, в частности, право «нападения буддиста на структуру рассказа истории». В детстве Босвелл смотрел странные сериалы (Man From U.N.C.L.E., The Twilight Zone, Alfred Hitchcock Presents). Восемь лет болтался в Европе, полюбил ГДР и контркультуру. И, наконец, осел в 1992 в Майами, где сразу стал катализатором идей местных киноавангардистов. Прочитав «К-зону», Босвелл решил делать фильм, но вскоре уехал из Парижа и потерял всякую связь с Козловым. Когда они снова столкнулись в Нью-Йорке, Козлов был не слишком заинтересован в судьбе «К-зоны», считая книгу неоконченной, и, вручив Босвеллу новый сценарий, посвященный истории международного заговора гамбургеров, на следующий же день улетел в Париж. Результатом короткой встречи стал шестиминутный фильм «U.S.S.A Секретная инструкция советского политбургера». К этому моменту Босвелл, за плечами которого уже была не только жизнь в Восточном Берлине, но и с десяток короткометражек, сделанных в духе ДАДА, русского авангарда и film noir, возглавил департамент новых течений в институте искусств Сан-Франциско, а Козлов отошел от кино, занявшись поэзией и концептуальной фотографией.
В 2003, наконец, появился «The Subversive Agency» («Агентство по подрывной деятельности»), обошедший альтернативные кинофестивали и получивший культовый статус среди киноманов. Архивные виды солнечных Майами и Гаваны, показанные под мрачную музыку Curd Duca, создают иллюзию двух городов будущего, никогда не существовавших в действительности. Оба автора испытали сильное влияние прозы Уильяма Берроуза, Гая Дебора, киноандеграунда и теории заговоров. Для Босвелла Майами, особенно южное побережье, выстроенное в стиле ар-деко, стало гигантской съемочной площадкой, на которой Босвелл воссоздает безвременье мира своего воображения, не используя никаких современных технологий. Кроме Берроуза, можно вспомнить и о черно-белом мире годаровского «Альфавиля». «Когда я отправился в Восточный Берлин, это было подобно путешествию в другой мир, - говорит Босвелл. - На меня сильно подействовала строгая урбанистическая эстетика без рекламы и защиты прав потребителей. Город уменьшился до фрагмента архитектуры. И это было действительно большое чувство. Плюс отчужденность культуры, каждый был чужой, недружелюбный, даже невежливый. Я действительно по-настоящему наслаждался». Film noir Босвелла и Козлова поднимает целый пласт киноязыка от Брехта до Годара: рваный монтаж, неожиданные переносы во времени, фальшивая пропаганда, довлеющее чувство тревоги и бесконечной паранойи.
«Что такое в действительности агентство по подрывной деятельности? Так называемые террористы? Бизнесмены и политики? Безумные диктаторы, жадные капиталисты, безнравственные преступники?», спрашивает рассказчик в начале фильма. Сам Босвелл объясняет свое намерение – оно состояло в том, чтобы сделать фильм-вопрос: «Может, само человечество является всеподавляющей и разлагающей силой жизни на земле?».

Программа короткометражных фильмов
NOVA-KINO 2004

1. Конец Копенгагена (7:30 мин., 2004)
2. Темно-синий (8:30 мин., 2003)
3. Агент Оранж (5 мин., 2002)
4.Тайное руководство по СССР (6:30 мин., 2001)
5. Монголоид (4 мин., 1992)




Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда