Культурный центр ДОМ

21 марта 2004

АЛТАЕЦ С АЛТАЙКОЙ
Ансамбль АЛТАЙ-КАЙ (Горный Алтай)
[традиционная музыка]

Фольклорный ансамбль "Алтай КАЙ"
алтайское горловое пение и традиционная музыка.

"АлтайКай" - фольклорный коллектив Государственной филармонии Республики Алтай.

Продюсер, руководитель и активный участник группы - Урмат Ынтаев.
Остальные участники "Алтайкай": Эркемен Епишкин, Элес Тадыкин, Ойрот Отуков.

"АлтайКай" исполняет Алтайские народные песни, используя различные виды горлового пения (каркыра, хоомей, сабыскы, сыгыт) и внушительный арсенал традиционных музыкальных инструментов (топшур, комус, шоор, икили, тунур, скифская арфа и др.). Тематика песен самая разнообразная: от эпоса "Оскус Уул", который шаманы могут непрерывно исполнять 9 суток, до воспевания величий Чуйской долины ("Эре Чуй") и Телецкого озера (" Алтын Кель"). Добавьте сюда песнь о скакуне Аргымаке, традиционные алтайские напевы Дьянар и повествование о древнем каменном изваянии Казер Таш, и получите своего рода путеводитель в мир сказаний и легенд, в мир камней и дурманящих трав, в мир духов и шаманов.

Обладатель Премии "ЮНЕСКО" (2001 год, Узбекистан, III Международный фестиваль "Шарк Тароналари") Ансамбль "АлтайКАЙ" представлял Республику Алтай в Швейцарии, Турции, Монголии, Норвегии, занял призовые места на фестивалях в Хакасии и Туве.

Урмат Ынтаев
традиционный обряд.

Элес Тадыкин
вокал (кайчы - народный сказитель).
Народные инструменты: топшур, икили, скифская арфа, комус, шоор, тунур, горловое пение:
каркыра, сыбыскы, хомей, сыгыт.

Ойрот Отуков
вокал (кайчы - народный сказитель). Народные инструменты: амаргы, топшур,
комус, шоор, тонур, горловое пение: каркыра, сыбыскы, хомей, сыгыт.

Эркемен Епишкин
вокал (кайчы - народный сказитель).
Народные инструменты: топшур, икили, комус, шоор, тунур, горловое пение:
каркыра, сыбыскы, хомей, сыгыт.

АлтайKай "Там, где рождается Алтай", музыкальные традиции Алтайского народа , 2002.
Перед вами продукция высокого качества, начиная от красочного буклета компакт-диска , заканчивая самой музыкой.
Эта работа была записана в Москве, в студии президентского оркестра Кремля. Благодаря спонсорам, ансамбль имеет возможность перемещаться по свету, представляя Алтайский фольклор на фестивалях в Хакасии, Туве, Узбекистане, Турции, Монголии, Швейцарии, Норвегии и т.д.

Из прессы:
"Мне остается только порекомендовать всем самим соприкоснуться с музыкой "АлтайKай".
Кирилл Захаров

Сказители поставили рекорд
Четверо сказителей, солисты ансамбля "Алтай кай", под аккомпанемент народного инструмента топшура исполняли эпос путем горлового пения непрерывно в течение 4 часов 26 минут. Рекорд был установлен в присутствии представителей Книги Гиннеса в Сибири, которые зафиксировали факт на видеопленку и аудиокассеты. До настоящего времени Книга рекордов Гиннеса не фиксировала никаких достижений исполнителей горно-алтайского горлового пения.
Горловое пение - вид искусства, распространенный в Горном Алтае с древности. Алтайский героический эпос излагается в стихотворно-песенной форме и содержит несколько десятков тысяч строк.
"Алтапресс"

С 25 по 27 октября в Абакане проходил первый Межрегиональный фестиваль "Ынырхас". Проводила его Хакасская республиканская филармония, а участниками стали национальные коллективы и исполнители (как широко известные, так и совсем молодые) из нашей республики, Тывы и Горного Алтая.
ПОБЕДИТЕЛИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ "ЫНЫРХАС" ("СОДРУЖЕСТВО")
Диплом III степени увез ансамбль "Алтай Кай" Горно-Алтайской государственной филармонии. Художественный руководитель - Ынтаев Урмат. Музыкальный руководитель - Тугкишев Эмиль (приз - фотоаппарат "Самсунг").
"Шанс"

На фольклорный фестиваль "Садко", который проходит в эти дни в Нижнем Новгороде, отправилась фольклорная группа Алтай Кай".
В репертуаре - национальные песни алтайцев, танцы, разговорный жанр и, конечно, знаменитое горловое пение - кай. Художественный руководитель группы Урмат Ынтаев полон надежд выступить успешно, показать жителям средней полосы России богатство и культуру коренного народа Горного Алтая. Предполагается также выступление артистов из Горного Алтая на Красной площади в Москве.
Коминфо, Июнь 2003 г.

Легенды Алтая:
В старые времена было принято старшему сыну оставаться в родном доме, храня
традицию. И даже если вся семья покидала дом, оставался тот нетронутым, ожидая
хозяев. Легенда гласит, что однажды вернулся старший сын в родной дом и увидел
его разрушенным. Помня традицию, восстановил он дом. Но прошло время, сын уехал,
а когда вернулся - вновь был разрушен дом и опять безнаказанны остались обидчики. опечалился сын, глядя на разорения: пусто вокруг, только ветер гуляет над
развалинами, и слышится ему в шорохе ветра том песня о родном крае, о доме.
Подхватил он ее и запел, и с тех пор в традиции всех певцов петь о том, что
видишь вокруг себя, о родном крае и о своей любви к нему.

Один юноша полюбил девушку из знатной семьи, но ее родители отказались отдать ее
в жены, ибо был он низкого происхождения. Пошел он опечаленный бродить и вдруг
услышал мелодичные звуки. Они так зачаровали его, что стал юноша искать, кто
издает их. Но ни одного живого существа не увидел он поблизости и понял тогда,
что это ветер поет на сломанной тростинке. Срезал юноша тростник и научился на
нем играть. Пришел он к дому своей возлюбленной, заиграл, и были все так
зачарованны мелодией и звуками, что приняли его и согласились отдать дочь. Так юноша получил в жены любимую, а алтайский народ - инструмент шоор - флейта без
отверстий.

В давние времена жил один богатый и своенравный князь. Было в его табуне много
красивых, сильных лошадей, и присматривал за ними молодой пастух. Как-то раз
кобыла, родив жеребенка, умерла. Пошел пастух к хозяину и сказал об этом, а тот
приказал убить жеребенка. Но пастух пожалел его, укрыл и выходил. Вырос
жеребенок в сильного и статного коня. Настало время, и на народном празднике
пришел он первым на скачках, обойдя лучших скакунов князя. Велел князь
разузнать, кто хозяин этого удивительного жеребца. А как узнал он эту историю,
пришел в ярость от ослушания и велел сбросить коня на острые камни. Было это
исполнено. Заплакал пастух над телом коня, но вдруг услышал он голос: "Что ты плачешь обо мне? Лучше возьми волосы из моей гривы, натяни их струнами, игрой и
пой, и пусть с музыкой выливаются и горе твое, и радость". Сделал так пастух, и
получился инструмент икили, в звуках которого по сей день слышны и смех, и плач.





Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда