Культурный центр ДОМ

23 апреля 2003

Фестиваль Сергея Курехина ФСК
ГОДЫ КРИКА

Трио ВИТТВЕР-ПЛИАКАС-ВЕРТМЮЛЛЕР (Швейцария)
Ансамбль LЕS HALMAS (Швейцария)
Трио БЕБАН-ТАКИХИРО-МАТТИН (Новая Зеландия – Япония – Страна Басков)

[швейцарскояпонсконовозеландская новая импровизационная музыка]

Начало в 19:30

ВИТТВЕР-ПЛИАКАС-ВЕРТМЮЛЛЕР
Стефан ВИТТВЕР (Stefan Wittwer) - гитара, компьютер
Марино ПЛИАКАС (Marino Pliakas) - бас
Mихаэль ВЕРТМЮЛЛЕР (Michael Wertmueller) - ударные

В старых добрых авангардных традициях музыканты время от времени объединяются в окказиональные коллективы, в которых выступают на фестивалях и записывают альбомы. Если попытаться отследить эти взаимосвязи – или скрещивания, и наглядно их представить, то получится картинка, до боли напоминающая иллюстрацию в учебнике физики к теме «Броуновское движение».

Каждый из участников трио ВИТТВЕР-ПЛИАКАС-ВЕРТМЮЛЛЕР – действительно представляет собой отдельную персонифицированную музыкальность. Каждому из них можно было бы безраздельно отдать всю сцену и все концертное время без ограничений. Но к счастью, на то она и «свободная импровизация», чтобы, извините за тавтологию, импровизировать, совмещать, составлять и спаривать, не останавливаясь. Тем заметнее и интереснее наблюдать за всеми ними вместе, на одной сцене. Каждый участник трио уже выступал в России: Мариино Плиакас на 6-м СКИФе в составе Streamboat Switzerland, Михаэль Вертмюллер и Стефан Виттвер в составе трио ныне покойного саксофониста Вернера Люди.

Cтефан ВИТТВЕР
Его собственная гитарная техника совершенно лишена клише. Звуковая одержимость, так явно бросающаяся в уши во время выступлений Стефана, рассчитана на крайнюю интенсивность восприятия. Его гитара звучит настолько яро и шумно, что ставит крест на любом пост-роковом сценическом грохотании. Гитарный шум из плотного многоуровневого саунда, микротонов и отточенных звуковых деталей, впечатляет своей грубой импровизированной силой, которая не дает шанса на легкое прослушивание. Если же вы сможете пробраться через всю эту сложность, его музыка станет для вас необходимым и удовлетворяющим опытом.
Подробнее о Стефане Виттвере
Марино ПЛИАКАС
Гражданин Греции и Швейцарии, Марино Плиакас родился в 1964 году. Обучался игре на классической гитаре в Цюрихской консерватории, и, одновременно, истории в Цюрихском Университете. Известный исполнитель в областях новой музыки, фриджаза/импровизации, рока, перформанса. Впервые выступал в России на шестом фестивале SKIF в составе группы Steamboat, помимо которой играет и играл с импровизационным струнным квартетом Die Firma, Стефаном Виттвером (SLUDGE 2000/3000), Джимом О'Рурком (Jim O'Rourke), Нельсом Клайном (Nels Cline), Кеном Вандермарком (Ken Vandermark), Лари Полански (Larry Polansky), Дэвидом Драмом (David Dramm), Джином Коулменом (Gene Coleman), Аланом Уилкинсоном (Alan Wilkinson), Стивом Ноублем (Steve Noble) и многими другими деятелями авангарда.
Подробнее о Марино Плиакасе
Михаэль ВЕРТМЮЛЛЕР
Современный швейцарский композитор, проживающий в Берлине с 1996 года. Участник группы "Massaker" (вместе с сыном Питера Бретцмана – Каспаром), дуэта "Werther/Wittwer" со Стефаном Виттвером и группы "Alboth!". Он же - один из самых громогласных и задиристых импровизационных барабанщиков мира. Используя двойную педаль и, практически, стандартную ударную установку, он извлекает из нее почти немыслимую музыкальную волну, энергию, способную заживо заворожить и приручить самого искушенного слушателя. Со штирнеровским эгоизмом его ритмы внедряются в любую импровизационную схему, жестко, но без деструкции, не ломая, а оттачивая и определяя границы «крикливого» фриджаза. Остается только жалеть, что каждый, кто услышит Михаэля, еще год по прошествии концерта будет с трудом воспринимать звучание других, невертмюллеровских барабанов.
Подробнее о Михаэле Вертмюллере

LЕS HALMAS
Илья Комаров – бас, вокал
Трикса Арнольд (Trixa Arnold)– компьютер, семплер, low electronics
Саймон Делспергер (Simon Dellsperger) – корнет, эффекты, вокал

Трикса Арнольд и бас-гитарист Илья Комаров из группы НЕ ЖДАЛИ начали играть вместе еще в 1994 году. Дуэт назвал себя LES HALMAS и за эти годы записал 3 альбома. LES HALMAS отдают должное рок и поп-музыке, классике и джазу, однако сами занимаются экспериментальной импровизационной музыкой, в чем за это время и преуспели. Среди музыкантов, с которыми успел поработать российско-швейцарский дуэт: Джуди Данэвей (Judy Danaway), Билл Гилонис (Bill Gilonis), Роб Мерфи (Rob Murphy), Леонид Сойбельман, Такуми Фукусима (Takumi Fukushima), Томас Мейер (Thomas Mejer) из духового KONTRA-TRIO. На этот раз LES HALMAS приехали в Россию не дуэтом, а трио, в которое вошел трубач Саймон Делспергер (Simon Dellsperger), придавший дуэту краски доселе в нем неслыханные. Постмодернистский авантпоп LES HALMAS поражает своей неслыханной свободой от стереотипов, как поп-музыки, так и авангарда.

БЕБАН-ТАКИХИРО-МАТТИН
Даниэль Бебан (Daniel Beban)
Нишиде Тахикиро (Nishide Takehiro)
Маттин (Mattin)

Участников этого трио объединяет не только андерграундная сцена Лондона, где они ныне сосуществуют и работают (часто вместе), но еще и то, что каждый из них в отдельности не столько музыкант, сколько перформанс- и саунд-артист. В совместных глубинных исследованиях звука: Тахикиро – отвечает за эксперименты, Маттин – за предельные контрасты высоких и низких тонов, Бебан – соотносит альтернативный саунд с этникой, которой занимается не один год.

Тахикиро Нишиде
Родился в Нагое, юность провел в крике и шуме на самых известных панковских площадках Токио. С 2001 года перебрался на постоянное жительство в Лондон. Музыкант и перформансист. Осуществлял проекты с «Таке», включая дуэт Noise Flamenco' с Ромуальдом Уадихом (Romuald Wadych), также можно отметить его сольный проект POPO, который распространялся исключительно на самодельных кассетах. За последний год он выступил на фестивале FREEDOM OF THE CITY (Лондон) и фестивале экспериментальной музыки VIRVARRIVRAV (Копенгаген).
Маттин
Саунд артист из страны Басков. Его импровизации – скорее непрекращающаяся исследовательская работа над звуком, состоящая в столкновении музыкальных звуковых контрастов – предельно высоких и низких тонов, цифрового и акустического звучания. В его творчестве заметно влияние как Whitehouse, так и Malfatti, Feldman и Eskorbuto. Маттин участник группы Broken Consort (сформированной Одри Дэвис и Марком Уастеллом). В 2001 году Маттин организовал группу 'Sakada' с Эдди Приво (Eddie Privost) и Рози Парлан (Rosy Parlane) и выпустил 2 альбома на собственном лейбле W.M.O/R и на Matchless Recordings. На протяжении последних двух лет Маттин активно выступает и организует события на лондонской андерграундной сцене. Выступал на Европейских фестивалях (Elektronikaldia 2001, Ertz 2001 & 2002, MEM 2002, Wrong Festival 2002, FREEDOM OF THE CITY FESTIVAL 2002 и 2002 LMC free love festival).
Даниэль Бебан
Последние 6 лет Даниэль творчески провел в Веллингтоне (Новая Зеландия): в качестве гитариста он записал и выпустил альбомы с The Rubbernecks, The Slab и and Sync/Shed; его электороакустическая музыка была включена в сборник New Zealand Sonic Arts Vol II; продюсировал фестиваль Fringe Festival Shows и много других событий; стал организатором The Space – самой известной в стране площадки экспериментальной музыки и перформанс-арта (www.thespace.co.nz); основал движение Bomb The Space - ежегодный международный фестиваль экспериментальной музыки, который проходит уже три года подряд; он также выступал с широким кругом панк/нойз групп, включая The Deconstruction Unit, Gook Nation, The Goatslappers и The Testes; сотрудничал с музыкантами с острова Ява, из Суматры, Китая, Лаоса; собирал и записывал фольклор в Новой Зеландии и на Юго-Западе Китая. А потом взял-и-уехал в Лондон, где работает с многочисленными «фантастическими» экспериментаторами, населяющими этот город, продюсирует еженедельную арт-программу на альтернативном Резонанс FM радио (www.resonancefm.com) и занимается прочими неортодоксальными делами.

ФЕСТИВАЛЬ СЕРГЕЯ КУРЕХИНА
историческая справка

Мемориальные фестивали Сергея Курехина проводятся с 1996 года – года его трагической смерти. Сергей Курехин ушел из этой жизни в июле 1996 года, а уже с сентября по декабрь того же года в Москве прошел мощный многожанровый фестиваль СТРАСТИ ПО СЕРГЕЮ, который представил зрителям фильмы с его участием, театральные постановки с его музыкой, выставку художников – друзей Курехина, и конечно, множество фестивальных концертов самой разной музыки, так или иначе связанной с творчеством Сергея.

В Нью-Йорке в январе 1997 и мае 1998 состоялись фестивали SKIF–1 и SKIF–2. В них принимали участие музыканты из России, США, Европы и Японии. Фестиваль SKIF был придуман и впервые реализован выходцем из Ленинграда, жителем Нью-Йорка, виолончелистом Борисом Райскиным. После первого СКИФа Борис трагически погиб, и второй нью-йоркский СКИФ делал его друг нью-йоркский продюсер Дэвид Гросс.

В 1998 году СКИФ переехал в Россию, и с тех пор почти ежегодно (за исключением 1999 года) проводился параллельно в Петербурге и Москве. В Петербурге фестиваль организует Фонд Сергея Курехина, в Москве агентство ДЛИННЫЕ РУКИ и Культурный Центр ДОМ. Форматы московского и питерского фестивалей кардинально отличались все эти годы. Если в Питере СКИФ проводится в один уикенд, но с безумной концентрацией событий в единицу времени и на единицу площади, когда двенадцатичасовые концерты параллельно на пяти площадках, расположенных в одном здании, собирают сотни артистов и тысячи зрителей, постоянно кочующих из одного зала в другой, то в Москве концерты проходят в более щадящем и привычном «филармоническом» режиме, московский фестиваль длится одну-две недели, и за вечер в ДОМе выступают только два-три состава, таким образом, что заинтересованная публика может услышать и увидеть все, что захочет, что в Питере просто физически невозможно. Таким образом, питерские организаторы СКИФа действенно декларировали приверженность курехинской идее тотального перформанса ПОП-МЕХАНИКИ, не ограниченного ни временем, ни пространством, ни жанровыми рамками.

Такая разница форматов реально привела к тому, что московский и питерский СКИФы были попросту разными фестивалями, с близкими программами и составами участников. С 2003 года московский Фестиваль Сергея Курехина меняет имя, оставаясь связанным с питерским СКИФом составом участников и временными рамками, но уже в названии обозначая разницу форматов, дабы не вводить во искушение московскую публику желающую не услышать интересных музыкантов, но окунуться в атмосферу СКИФа. Итак, слушать на ФСК в Москве, а окунаться на СКИФе в Питере.

Николай Дмитриев




Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда