Культурный центр ДОМ

25 октября 2002

Прохладная Альтернатива - Фестиваль новой американской музыки
Патриша СПЕНСЕР (флейта) исполняет музыку Ноела Да КОСТА, Шириш КОРДЕ, Кирилла УМАНСКОГО, Тиа МАСГРЕЙВ и Дэвида ЛАНГА /

Вольфганг СЕНГСТШМИД (скрипка), Дэвид Карл ГОММПЕР (фортепиано), исполняют музыку
Эллиотта КАРТЕРА, Чинг-чу ХУ, Джереми Дэйла РОБ

[новая академическая музыка]

1 отделение

Патриша Спенсер, флейта

Ноел Да Коста “Стихи в голубом тоне”
Шириш Корде “Журавлиная нежность”
Кирилл Уманский “Die Kleine Variationen”
Дэвид Ланг “Колючка”
Тиа Масгрейв “Нарцисс”

Патриша Спенсер с успехом выступает по всему миру в качестве солистки и участницы ансамбля современной музыки Da Capo. Более восьмидесяти произведений созданы специально для нее или для ансамбля с ее участием. Особым событием в ее карьере, посвященной новой музыке, стала премьера концерта для флейты с оркестром “Голоса” Шуламит Ран, прозвучавшая в 2000 году на конгрессе Национальной флейтовой ассоциации. Два компакт-диска Спенсер получили восторженные рецензии в журналах “Фанфары” и “Американ рекорд гайд”. Патриша завоевывала призы и гранты от ведущих фондов США.
Спенсер училась в Оберлинской консерватории и ныне преподает в Бард колледже и Хофстра университете.


По просьбе исполнительницы авторы сами комментируют свои сочинения

Композитор, скрипач и хоровой дирижер Ноел Да Коста (1929-2002) родился в Нигерии, в семье миссионеров с Ямайки. Многие его сочинения отражают знание африканской, западно-индийской и афро-американской народных традиций. По окончании Колумбийского университета Да Коста получил стипендию Фулбрайта для учебы у Луиджи Даллапиккола в Италии. С 1975 года Да Коста работал дирижером хора “Трайяд”, сочинял музыку, а также и преподавал в Ратгерс университете в штате Нью-Джерси.
“Стихи в голубом тоне” были написаны специально для Патриши Спенсер и впервые исполнены на фестивале “Смотри и слушай” в ACE галерее в Нью-Йорке в марте 2002 года.

Журнал “Музыкальная Америка” приветствовал композитора Шириша Корде за “интегрирование и синтезирование музыки различных культур в захватывающие сочинения со сложными экспрессивными напластованиями”. “Компьютерный музыкальный журнал” сообщил, что Корде входит в число “немногих современных композиторов, глубоко затронутых не-европейскими культурами, джазом и компьютерными технологиями и создавших мощный и коммуникабельный композиционный язык”. Композитор индийского происхождения, Корде провел детство в восточной Африке, затем учился в Беркли колледже и Новоанглийской консерватории. Он возглавляет музыкальное отделение Холи Кросс колледжа и руководит там группой электронной музыки.
Пьеса “Журавлиная нежность” (1990) вдохновлена тембром японской бамбуковой флейты сякухати и соединяет две музыкальные культуры. В пьесе используется, среди прочего, дзен-буддистская концепция “дыхательного ритма”, заимствованная из истории сякухати и дыхательных медитаций в качестве религиозных упражнений. Получившаяся в результате гибкая длительность фразировки, соотносимая с длиной одного дыхания исполнителя, играет значительную роль в ритмике этой пьесы.

Кирилл Алексеевич Уманский закончил Московскую государственную консерваторию и аспирантуру и работает там же преподавателем на композиторском факультете. Сочинения Кирилла Уманского исполняются на фестивалях и концертах в странах СНГ, Европы, в США, Южной Корее и Японии, главным образом как исполнитель современных произведений для органа. В 2002 году К. Уманский стал лауреатом Международного конкурса композиторов в Саар-Луизе (Германия).
"Die kleine Variationen" ("Маленькие вариации") для флейты соло написаны в июле 1997 г. Название сочинения, данное на немецком языке, передает пиетет перед традициями композиторов ново-венской школы, но они сочетаются с фактурно-алеаторическими фрагментами, а также с включением "свободных звуков", не входящих в двенадцатитоновый ряд. Каждому из четырех использованных в сочинении рядов/серий придано программное содержание - "серия воздуха", "серия воды", "серия скал" и "серия леса". Общая драматургия формы содержит не выявляемый в названии программно-сюжетный ориентир - полет и падение Икара.

Сочинения Дэвида Ланга исполняются такими коллективами, как Нью-Йоркский филармонический оркестр, Кронос квартет и др. на ведущих музыкальных фестивалях мира. Ланг является обладателем множества почетных наград и премий и был многократно и благожелательно упомянут в различных газетах и журналах.
Ланг - соучредитель легендарного бруклинского фестиваля альтернативного авангарда “Bang On a Can”. В числе его недавних проектов – монументальные композиции для симфонического оркестра Сан-Франциско, опера “Современные художники”, гигантское сочинение для фортепиано соло “Псалмы без слов” и комическая опера “Сооружение копии”.
“Колючка” (1993) Первоначально я хотел вставить отдельный шип куда-нибудь в середину длинной медленной и спокойной мелодии. Я думал, что тогда слушатель будет пребывать в страхе во время первой части пьесы и в шоке во время второй, и таким образом способ восприятия этой мелодии изменится. Проблема заключалась в том, что этот шип оказался наиболее интересной частью пьесы, и я не смог удержаться от искушения добавить множество других колючек.

Тиа Масгрейв (1928) родилась в Шотландии, но с 1972 года живет в США и преподает в Квинс-колледже (Нью-Йорк). Масгрейв - чрезвычайно плодовитый и разнообразный композитор, наследие которого включает оперу, балет, вокальные, камерно-инструментальные и оркестровые сочинения. Кроме того, Масгрейв выступает и как дирижер с такими коллективами, как Филадельфийский и Иерусалимский оркестры, оркестр BBC и др.
Масгрейв стремится расширить традиционные границы музыки и постоянно исследует новые средства музыкальной драматургии, в том числе -так называемой “драматически абстрактной” формы – с привнесением театрализации в концертный зал даже в непрограммных произведениях. Это драматическое качество сделало ее музыку доступной для широкой аудитории, и ее сочинения повсеместно исполняются в США и Европе.
“Нарцисс” (1987) для флейты и цифровой системы запаздывания звука
“И все глубже значение той истории Нарцисса, который, не будучи способным преодолеть пытку, - ясный образ, видимый в фонтане, - прыгнул в него и утонул. Но тот же самый образ мы видим сами во всех реках и океанах. Это образ непостижимого призрака жизни…” (Герман Мелвилл «Моби Дик»)
Нарцисс бродит по лесу, наблюдая и наслаждаясь… неосознанно, но самоуглубленно. Он видит водоем и по мере приближения замечает свое отражение в воде. Он заинтригован и в испуге отпрыгивает назад. Он приближается еще раз… оно все еще там. Нарцисс отходит от водоема, чтобы обдумать этот феномен. С неожиданной сменой настроения Нарцисс счастливо и игриво танцует… фигура отвечает ему. Но тогда Нарцисс начинает с беспокойством замечать отсутствие любой независимой реакции… над ним смеются? Он все более и более возбуждается и наконец в ярости бросается в воду, чтобы схватить фигуру. Волны накрывают его, и Нарцисс тонет. Вдали появляется мерцающий образ Нарцисса и его отражения. Затем в лучах заходящего солнца видение исчезает, лес вновь становится пустым, и водоем расстилается нетронутым.

2 отделение

Вольфганг Сенгстшмид, скрипка
Дэвид Карл Гоммпер, фортепиано


Эллиотт Картер. “Riconoscenza per Goffredo Petrassi”
Чинг-чу Ху. “Пассионы”
Джереми Дэйл Робертс. “Каприччио”
Мортон Фелдман. “Весна Чосроеса”
Уильям Болком. “Фантазия-дуэт”
Дэвид Карл Гоммпер. “Поминки по Финнегану”

Все комментарии к сочинениям принадлежат самим авторам

После сольного концерта Вольфганга Сенгстшмида в Нью-Йорке в марте 1999 года продюсер В. Горовица и ныне главный продюсер фирмы Sony Classical Томас Фрост написал: “Мр. Вольфганг Сенгстшмид заслуживает значительной международной концертной и звукозаписывающей карьеры”.
Лауреат многих международных конкурсов, Сенгстшмид учился в Вене, Берне и Лондоне. Он с неизменным успехом выступает с сольными концертами по всему миру, а также солирует в концертах ведущих оркестров Европы и Америки.В 1998 году Сенгстшмид получил от Австрийского Национального Банка в пользование скрипку Дж. Гварнери (1731).

Дэвид Карл Гоммпер (1954) - профессор композиции университета штата Айова. Он учился в Королевском музыкальном колледже в Лондоне и в университетах Сан-Диего и Мичигана. С 1994 года является директором Центра современной музыки университета штата Айова.
Произведения Гоммпера звучат в США и за рубежом. Композиция "Kuta Muela" ("Старая палочка") исполнялась в Москве и в Банфе (Канада). В октябре 2001 года он исполнял премьеру своей сольной фортепианной пьесы "Hommage а W.A." в Лондоне. Пьеса "Crossing" для скрипки, фортепиано и венского квартета саксофонов прозвучала в Вене в июле нынешнего года. Как пианист, Гомппер готовится записать компакт-диск современной музыки для скрипки и фортепиано совместно с Вольфгангом Сенгстшмидом в феврале 2003 года.
Гомппер много сотрудничает со "Студией новой музыки" Московской консерватории.

Эллиотт Картер (1908) – один из наиболее влиятельных композиторов своего поколения. Учился в Гарвардском университете, в Парижской консерватории и в студии Нади Буланже. Для его формирования имело большое значение общение с Чарльзом Айвзом. Картер постоянно развивался как композитор, а с 1950 года, после написания Первого струнного квартета, его репутация и влияние чрезвычайно выросли. В числе его важнейших сочинений – несколько больших концертных и оркестровых произведений, пять струнных квартетов и множество камерных ансамблевых композиций. Отличительной чертой музыки Картера является дифференцирование инструментов и секций с тем, чтобы каждому исполнителю или каждой группе можно было придать характерный тип музыкальной речи, создавая полифонию ритма и темпа.

Картер написал сочинение “Riconoscenza per Goffredo Petrassi”, впервые исполнененное 15 июня 1984 года на Фестивале де Понтино в Сермонете, к 80-летию итальянского мастера Гоффредо Петрасси. Вопреки обозначению “Quasi improvisando”, каждая деталь в произведении тщательно выписана - это типичное для Картера творческое противоречие. В пьесе три музыкальные сферы, которые лучше всего описать при помощи собственных указаний композитора: dolce, legatissimo, scorrevole для первой, giocosamente, furioso, martellato для второй, и tranquillo, ben legato для третьей.


Чинг-чу Ху (1969) обучался в Йельском университете, Высшей музыкальной школе Фрайбурга и в университетах штатов Айова и Мичиган. Он был приглашенным композитором Боудойнского летнего музыкального фестиваля, Аспенского фестиваля и также фестивалей “Май в Майами” и “Июнь в Баффало”. В 2000 году он получил престижную композиторскую премию SCI/ASCAP. Он написал музыку к фильму Эллисон МакДональд “Жизнь и времена Джимми Б.”, недавно получившему премию Союза режиссеров Америки.

“Пассионы” показывают смешение влияний в моей жизни как американца азиатского происхождения: народные напевы, которые окружали меня с детства, западно-ориентированное образование классического музыканта и композиторские техники ХХ века. В “Пассионах” скрипичные мелодии напоминают идиомы “эр-ху” (китайской народной скрипки) и шена (китайского аэрофона). В партии фортепиано чередуются различные пентатонические фактуры и неоромантическая стилистика.

Джереми Дэйл Робертс (1934) учился в Королевской музыкальной академии, где и подружился со своим главным ментором Ховардом Фергусоном. С 1999 года Робертс является приглашенным профессором композиции университета штата Айова после многих лет работы в Британском королевском музыкальном колледже. В числе его сочинений струнное трио “Croquis”, созданное по заказу BBC и впервые исполненное членами Ардитти-квартета на Венецианском биеннале, виолончельный концерт.
“Каприччио” (1967), посвященное Ховарду Фергусону, ознаменовало момент экспрессивного и стилистического высвобождения, начиная с которого я сумел продвинуться в новом направлении. Компактный “konzertstuck” в двух частях с кодой показывает красочную виртуозность обоих инструментов. Моими образцами были “Каприччио” Паганини, дуо-сонаты Бартока и (очевидно) некоторые черты музыки Шимановского. Я намеревался запрятать экспромт и мечтательность внутрь строго дисциплинированных процессов. Весь тематический материал рождается в начальных тактах, в манящем сигнале скрипки, позже отозвавшемся у фортепиано: в этих жестах заложено все последующее.

Биографические сведения о Мортоне Фелдмане см. в программе концерта Хифер О’Доннелл 24 октября.

“Весна Чосроеса” (1977) - это роскошный ковер, по преданию сделанный для короля династии Сассанидов Чосроеса I (6-й век) с изображением райского сада, образ которого оставался с Фелдманом во время сочинения, порождая отдельные “жемчужины” звука, полупрозрачные переплетающиеся гармонические тембры, и подсказывая форму сочинения. С самого начала “Весна Чосроеса” предстает перед нами не традиционным диалогом скрипки и фортепиано, а двумя монологами. Фелдман заставляет вслушиваться то в один инструмент, то в другой, и иногда мы слышим их совместное звучание (комментарий Буниты Маркос).

Композитор и пианист Уильям Болком (1938) учился в университете штата Вашингтон, Миллс колледже (под руководством Дариуса Мийо), Парижской консерватории и Стэнфордском университете. С 1973 года Болком преподает в университете штата Мичиган. В 1988 году Болком получил престижнейшую Пулитцеровскую премию за произведение “12 этюдов для фортепиано”. Ему заказывают сочинения такие знаменитые коллективы, как Национальный симфонический оркестр США, Венский филармонический оркестр и многие другие. Две его оперы были впервые поставлены в “Лирической опере” Чикаго.
В 1990 году Болком был участником фестиваля американской музыки в Москве “Создаем музыку вместе”.

“Фантазия-дуэт” (1973) написана в классической форме фантазии. Но - как можно увидеть в Фантазии До мажор для скрипки и фортепиано Шуберта или в его фортепианной фантазии “Скиталец”, хитрость заключается в том, чтобы точно знать, где нужна перемена, где нужно ввести новый темп или настроение. Я уподобил форму своей “Фантазии-дуэта” луковице. Внешний слой, компактно организованный на основе 4-нотной ячейки, освобождает путь рапсодическому и более тональному пассажу. Еще один сюрприз приводит нас к скерцозной секции на 3/16, за которой следует то, что можно назвать центром “луковицы” - простой маленький вальс в Ми бемоль мажоре. Является ли следующий за ним рэгтайм контрастирующим разделом в середине вальса или это часть возвращения назад, через другую сторону “луковицы” к завершению пьесы? Я знаю только, что неожиданно мы вновь находимся во внешнем слое, и нам пора уходить.


Д. Гоммпер “Поминки по Финнегану”
“Поминки по Финнегану” (1977) основаны на двух ирландских народных скрипичных темах, “Зеленые рощи Эрина” и “Цветы Ред Хилла”, которые стали популярными благодаря группе “Bothy” и струнному трио Эдгара Мейера, Марка О’Коннора и Йо-Йо Ма. Одночастная пьеса, состоящая из четырех секций, представляет ирландско-аппалачско-техасскую скрипичную народную музыку в контексте академической музыки. Я стремился превратить музыку танца с притоптыванием при помощи лабиринта ритмических манипуляций в серию игривых экскурсов обоих инструментов.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда