![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Культурный центр ДОМ25 октября 2002Прохладная Альтернатива - Фестиваль новой американской музыки Патриша СПЕНСЕР (флейта) исполняет музыку Ноела Да КОСТА, Шириш КОРДЕ, Кирилла УМАНСКОГО, Тиа МАСГРЕЙВ и Дэвида ЛАНГА / Вольфганг СЕНГСТШМИД (скрипка), Дэвид Карл ГОММПЕР (фортепиано), исполняют музыку [новая академическая музыка] 1 отделение Патриша Спенсер, флейта Ноел Да Коста “Стихи в голубом тоне” Патриша Спенсер с успехом выступает по всему миру в качестве солистки и участницы ансамбля современной музыки Da Capo. Более восьмидесяти произведений созданы специально для нее или для ансамбля с ее участием. Особым событием в ее карьере, посвященной новой музыке, стала премьера концерта для флейты с оркестром “Голоса” Шуламит Ран, прозвучавшая в 2000 году на конгрессе Национальной флейтовой ассоциации. Два компакт-диска Спенсер получили восторженные рецензии в журналах “Фанфары” и “Американ рекорд гайд”. Патриша завоевывала призы и гранты от ведущих фондов США.
Композитор, скрипач и хоровой дирижер Ноел Да Коста (1929-2002) родился в Нигерии, в семье миссионеров с Ямайки. Многие его сочинения отражают знание африканской, западно-индийской и афро-американской народных традиций. По окончании Колумбийского университета Да Коста получил стипендию Фулбрайта для учебы у Луиджи Даллапиккола в Италии. С 1975 года Да Коста работал дирижером хора “Трайяд”, сочинял музыку, а также и преподавал в Ратгерс университете в штате Нью-Джерси. Журнал “Музыкальная Америка” приветствовал композитора Шириша Корде за “интегрирование и синтезирование музыки различных культур в захватывающие сочинения со сложными экспрессивными напластованиями”. “Компьютерный музыкальный журнал” сообщил, что Корде входит в число “немногих современных композиторов, глубоко затронутых не-европейскими культурами, джазом и компьютерными технологиями и создавших мощный и коммуникабельный композиционный язык”. Композитор индийского происхождения, Корде провел детство в восточной Африке, затем учился в Беркли колледже и Новоанглийской консерватории. Он возглавляет музыкальное отделение Холи Кросс колледжа и руководит там группой электронной музыки. Кирилл Алексеевич Уманский закончил Московскую государственную консерваторию и аспирантуру и работает там же преподавателем на композиторском факультете. Сочинения Кирилла Уманского исполняются на фестивалях и концертах в странах СНГ, Европы, в США, Южной Корее и Японии, главным образом как исполнитель современных произведений для органа. В 2002 году К. Уманский стал лауреатом Международного конкурса композиторов в Саар-Луизе (Германия). Сочинения Дэвида Ланга исполняются такими коллективами, как Нью-Йоркский филармонический оркестр, Кронос квартет и др. на ведущих музыкальных фестивалях мира. Ланг является обладателем множества почетных наград и премий и был многократно и благожелательно упомянут в различных газетах и журналах. Тиа Масгрейв (1928) родилась в Шотландии, но с 1972 года живет в США и преподает в Квинс-колледже (Нью-Йорк). Масгрейв - чрезвычайно плодовитый и разнообразный композитор, наследие которого включает оперу, балет, вокальные, камерно-инструментальные и оркестровые сочинения. Кроме того, Масгрейв выступает и как дирижер с такими коллективами, как Филадельфийский и Иерусалимский оркестры, оркестр BBC и др. 2 отделение Вольфганг Сенгстшмид, скрипка
Все комментарии к сочинениям принадлежат самим авторам После сольного концерта Вольфганга Сенгстшмида в Нью-Йорке в марте 1999 года продюсер В. Горовица и ныне главный продюсер фирмы Sony Classical Томас Фрост написал: “Мр. Вольфганг Сенгстшмид заслуживает значительной международной концертной и звукозаписывающей карьеры”. Дэвид Карл Гоммпер (1954) - профессор композиции университета штата Айова. Он учился в Королевском музыкальном колледже в Лондоне и в университетах Сан-Диего и Мичигана. С 1994 года является директором Центра современной музыки университета штата Айова. Эллиотт Картер (1908) – один из наиболее влиятельных композиторов своего поколения. Учился в Гарвардском университете, в Парижской консерватории и в студии Нади Буланже. Для его формирования имело большое значение общение с Чарльзом Айвзом. Картер постоянно развивался как композитор, а с 1950 года, после написания Первого струнного квартета, его репутация и влияние чрезвычайно выросли. В числе его важнейших сочинений – несколько больших концертных и оркестровых произведений, пять струнных квартетов и множество камерных ансамблевых композиций. Отличительной чертой музыки Картера является дифференцирование инструментов и секций с тем, чтобы каждому исполнителю или каждой группе можно было придать характерный тип музыкальной речи, создавая полифонию ритма и темпа. Картер написал сочинение “Riconoscenza per Goffredo Petrassi”, впервые исполнененное 15 июня 1984 года на Фестивале де Понтино в Сермонете, к 80-летию итальянского мастера Гоффредо Петрасси. Вопреки обозначению “Quasi improvisando”, каждая деталь в произведении тщательно выписана - это типичное для Картера творческое противоречие. В пьесе три музыкальные сферы, которые лучше всего описать при помощи собственных указаний композитора: dolce, legatissimo, scorrevole для первой, giocosamente, furioso, martellato для второй, и tranquillo, ben legato для третьей.
“Пассионы” показывают смешение влияний в моей жизни как американца азиатского происхождения: народные напевы, которые окружали меня с детства, западно-ориентированное образование классического музыканта и композиторские техники ХХ века. В “Пассионах” скрипичные мелодии напоминают идиомы “эр-ху” (китайской народной скрипки) и шена (китайского аэрофона). В партии фортепиано чередуются различные пентатонические фактуры и неоромантическая стилистика. Джереми Дэйл Робертс (1934) учился в Королевской музыкальной академии, где и подружился со своим главным ментором Ховардом Фергусоном. С 1999 года Робертс является приглашенным профессором композиции университета штата Айова после многих лет работы в Британском королевском музыкальном колледже. В числе его сочинений струнное трио “Croquis”, созданное по заказу BBC и впервые исполненное членами Ардитти-квартета на Венецианском биеннале, виолончельный концерт. Биографические сведения о Мортоне Фелдмане см. в программе концерта Хифер О’Доннелл 24 октября. “Весна Чосроеса” (1977) - это роскошный ковер, по преданию сделанный для короля династии Сассанидов Чосроеса I (6-й век) с изображением райского сада, образ которого оставался с Фелдманом во время сочинения, порождая отдельные “жемчужины” звука, полупрозрачные переплетающиеся гармонические тембры, и подсказывая форму сочинения. С самого начала “Весна Чосроеса” предстает перед нами не традиционным диалогом скрипки и фортепиано, а двумя монологами. Фелдман заставляет вслушиваться то в один инструмент, то в другой, и иногда мы слышим их совместное звучание (комментарий Буниты Маркос). Композитор и пианист Уильям Болком (1938) учился в университете штата Вашингтон, Миллс колледже (под руководством Дариуса Мийо), Парижской консерватории и Стэнфордском университете. С 1973 года Болком преподает в университете штата Мичиган. В 1988 году Болком получил престижнейшую Пулитцеровскую премию за произведение “12 этюдов для фортепиано”. Ему заказывают сочинения такие знаменитые коллективы, как Национальный симфонический оркестр США, Венский филармонический оркестр и многие другие. Две его оперы были впервые поставлены в “Лирической опере” Чикаго. “Фантазия-дуэт” (1973) написана в классической форме фантазии. Но - как можно увидеть в Фантазии До мажор для скрипки и фортепиано Шуберта или в его фортепианной фантазии “Скиталец”, хитрость заключается в том, чтобы точно знать, где нужна перемена, где нужно ввести новый темп или настроение. Я уподобил форму своей “Фантазии-дуэта” луковице. Внешний слой, компактно организованный на основе 4-нотной ячейки, освобождает путь рапсодическому и более тональному пассажу. Еще один сюрприз приводит нас к скерцозной секции на 3/16, за которой следует то, что можно назвать центром “луковицы” - простой маленький вальс в Ми бемоль мажоре. Является ли следующий за ним рэгтайм контрастирующим разделом в середине вальса или это часть возвращения назад, через другую сторону “луковицы” к завершению пьесы? Я знаю только, что неожиданно мы вновь находимся во внешнем слое, и нам пора уходить.
|
|
|
![]()
Интро
Персоналии
Институции
Проекты
Издание CD
Пресса
Контакты
Подписка
Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru |
|
|