Культурный центр ДОМ

24 октября 2002

Прохладная Альтернатива - Фестиваль новой американской музыки
Хифер О’ДОННЕЛЛ, (фортепиано) исполняет музыку Тристана МЮРАЙ, Сиднея КОРБЕТТА, Мортона
ФЕЛДМАНА, Оливера ШНЕЛЛЕРА и Джона АДАМСА /

Ансамбль OPUS POSTH исполняет музыку Пола ДРЕШЕРА, Дэвида Карла ГОММПЕРА и Владимира МАРТЫНОВА

[новая академическая музыка]

1 отделение

Хифер О’Доннелл, фортепиано

Тристан Мюрай “Мандрагора” (1993)
Сидней Корбетт “Фортепианная открытка ко дню св.Валентина №3” (1995)
“памяти Марты Грэхем”
Мортон Фелдман “Расширение №3” (1953)
Сидней Корбетт “Фортепианная открытка ко дню св.Валентина №7” (1999)
“Иерофания памяти Вилема Флассера”
Оливер Шнеллер “Пять воображаемых пространств” (2000-2001)
для фортепиано и электроники
Сидней Корбет “Фортепианная открытка ко дню св.Валентина №4” (1997)
“Лестница памяти Джорджии О’Киф”
Джон Адамс “Фригийские гейты” (1977-1978)


Пианистка Хифер О’Доннелл выступала с концертами по всему миру, включая престижные музыкальные фестивали в Париже, Дармштадте и Тэнглвуде. Она является лауреатом первой премии и приза “Гаудеамус” Пятого международного конкурса им. Кшиштофа Пендерецкого в Польше.
В обширный репертуар пианистки входят самые разные произведения от “Гольберг-вариации” И.С.Баха до сонат Ч. Айвза. Но в основном О’Доннелл концентрируется на новой современной музыке и сотрудничает с крупнейшими европейскими и американскими композиторами (Лучано Берио, Мишел Филиппо, Оливер Шнеллер, Джон Адамс, Хельмут Лахенманн, Маурисио Кагель, Тристан Мюрай и др.).

Тристан Мюрай (1947) учился в Парижской консерватории под руководством Оливье Мессиана. С 1997 года живет в Нью-Йорке.
“Музыка Мюрая основана на физических и акустических особенностях самого звука, а не на абстрактных или искусственных музыкальных теориях. Замечательными свойствами его музыки являются ее непрерываемая протяженность, гармоническое богатство и красочная инструментальная палитра” (Джордж Бенджамин).

“Мандрагора” (1993)

Под виселицей растет мандрагора.
В полночь, при полной луне,
Кто-то срывает ее под качающимся повешенным.

Мандрагора – это средиземноморское растение, по преданию растущее под виселицами убийц. Полагают, что его корни в форме гомункула испускают визги и ужасные стоны, когда их отрывают от земли.
Мюрай создает впечатление бесконечно протянутого и даже возрастающего резонанса - иллюзии, противоположной природным возможностям фортепиано. На последних страницах пьесы появляются “взвизгивания”, похожие, по замечанию автора, на “крики птицы в ночи”.

Сидней Корбетт (1940) родился в Чикаго и в 1985 году переехал в Гамбург, где обучался у Дьердя Лигети.
“Его музыка главным образом связана с линеарным мелодическим мышлением. В результате интенсивного изучения амврозианских хоралов и других жанров эпохи монодии, его сочинения – даже инструментальные – по существу вокальны и мелодичны по своей ориентации. Его тихая музыка всматривается в себя, ищет красоту звука, хотя без какого бы то ни было подслащенного заискивания” (Норберт Кляйн).

““Фортепианные открытки ко дню св.Валентина” - это открытки в потусторонний мир, короткие пьесы в две страницы , написанные в память тех, кто по той или иной причине были важны для меня. По железному правилу эти короткие сочинения должны иметь длину максимум в две страницы” (С.Корбетт).

Мортон Фелдман (1926-1987) учился у русской пианистки мадам Пресс, которая в свое время общалась со Скрябиным и Бузони и обучала музыке царских детей. Позже он брал уроки у Стивена Волпе. В 1949 году Фелдман познакомился с Джоном Кейджем и художниками-абстракционистами, и общение с ними перевернуло его творческую жизнь. Их союз оказался решающим фактором для формирования американской авангардной среды 1950-1960 годов и оказал чрезвычайное влияние на все последующие поколения американских музыкантов и художников. С 1973 года Фелдман был профессором университета штата Нью-Йорк в Баффало.
В творчестве Фелдман никогда не применял никакие строго организованные системы и техники композиции: он стремился “проектировать звуки во время” и освобождать их от многовековых ассоциаций и личностных пристрастий.
С 1970-х годов он начал создавать сочинения, длящиеся часами, в которых медленно сменяющиеся звучания пускают корни во время, заполоняя все пространство сосредоточенной в них внутренней содержательностью.
“Музыка Фелдмана статична, в ней отсутствует драма, но зато есть … утонченная и замысловато запечатленная меланхолия, которая встречается (по замечанию Фелдмана) у Киркегораа, Ван Гога, Беккета, Ротко – но почти никогда в музыке.” (Кайл Гэнн).

“Расширение №3” (1953)

Применяя свое характерное обозначение “играть как можно тише”, Фелдман исследует границы между звуком и тишиной, действием и неподвижностью, вариациями и повторениями. Его звуки сочленены столь мягко, что они замирают задолго до того, когда это указано в нотации. Эта нежная, разреженная пьеса временами полагается на трансообразную мантру повторяемого материала, а иногда – на новые удивляющие и даже изумляющие ритмические и динамические элементы.

Оливер Шнеллер (1966) родился в Кельне и в настоящее время живет в Нью-Йорке.
“Тогда как звуковой материал композитора спектрален или по нашей терминjлогии основан на обертоновом ряде, мелодические и ритмические разработки этих основ создают чувство импровизационной спонтанности.

Джон Адамс (1947) - композитор, дирижер и кларнетист. Один из самых популярных американских композиторов-постминималистов, Адамс создал несколько опер, десятки симфонических произведений (многие из них – в сотрудничестве с симфоническим оркестром Сан-Франциско, где он живет), а также камерные и вокальные сочинения. Он говорит о своей музыке: “Многое [в ней] имеет дело с моим отношением к тональностям. Я – тональный композитор. Меня интересует соотношение тональностей и огромная эмоциональная сила, которая вносится модуляцией”.

Автор считает “Фригийские гейты” (1977-1978) своим первым опусом, первым проявлением его зрелого музыкального языка как сторонника минимализма “во втором поколении”. «Гейт» (буквально «ворота», термин из области музыкальной электроники) – в данном случае это точка резкого перехода в другую тональность или лад. 25-минутная пьеса поочередно развивает лидийский и фригийский лады.

2 отделение

Opus Posth

Пол Дрешер “Casa Vecchia”
Дэвид Карл Гоммпер “Перевертыш”
Владимир Мартынов “Литания”

Ансамбль "Opus Posth" был создан в 1999 году для воплощения концепции композитора Владимира Мартынова, которая объясняет как название ансамбля, так и современную культурную ситуацию в целом. Владимир Мартынов полагает, что потенциал музыки, созданной композиторами ("OPUS-music"), исчерпан. "OPUS-POSTH" музыка следует за ней и заменяет ее. Участники ансамбля пытаются создать новую музыкальную ситуацию, работая с не-композиторскими традициями (архаический фольклор, григорианские и византийские песнопения) на основе последних композиционных техник (репетитивность, новая простота) и в сочетании с архетипом европейского звучания струнного ансамбля XVIII-XIX веков. Музыканты привносят ритуальность сакральной музыки в не-ритуальное пространство светского концерта. В результате рождается новое взаимодействие между происходящим на сцене и слушателями, которые не являются более простыми реципиентами, а трансформируются в участников ритуала. Ансамбль вносит в свои выступления элементы театра, изобразительного искусства и поэзии.
В репертуаре ансамбля – сочинения В. Мартынова, А. Пярта, Ф. Гласса, Я. Ксенакиса, А. Кнайфела, Г. Канчели, П. Дрешера, Д. Л. Адамса, С. Райха и др.
Руководитель ансамбля – ведущая российская скрипачка Татьяна Гринденко.

Биографические сведения о Поле Дрешере см. в программе его авторского концерта 27 октября.

Авторский комментарий:

Пьеса “Casa Vecchia” (1982) была заказана Кронос квартетом и сочинена в маленькой деревушке на западном берегу Тосканы в Италии. В этом сочинении легко увидеть начальные шаги по нескольким направлениям, в которых с тех пор развивалось мое творчество. В то время как каждый отдельно взятый момент сочинения сугубо диатоничен, от части к части в нем прослеживается эволюционное развитие гармонии – параметра, использования которого я сознательно избегал в течение нескольких лет, предпочитая исследовать ритм и тембр в качестве основных ресурсов развития. В последней части я решил ускорить частоту перемены гармонического движения, так что то, что ранее происходило за две-четыре минуты, под конец спрессовалось до половины такта в быстром темпе. Любопытно, что это «сжатие» создает иллюзию того, что гармонический язык перестал быть строго диатоническим.

Биографические сведения о Дэвиде Гомппере см. в программе его авторского концерта 25 октября.

«Перевертыш» для струнного ансамбля – это «игровой» показ трех изначальных идей и их трансформаций в процессе того, как они «переворачиваются»: меняются местами их регистры (высокий на низкий), инструменты (скрипка на контрабас), чередуется динамика (громкая и тихая), тембры (arco и pizzicato) и метры; переставляются высоты – гармонически и мелодически - и в конце концов все «переворачивается» с сильно задержанными и расширенными эмоциональными вспышками.
В пьесе содержатся различные взрывы энергии (éclat), которые приводят в движение такие жесты, как прыжок танцора назад через голову или чей-то гнев, возникающий от того, что его «перевернули», а также неуверенность в том, как на это откликнутся остальные.

Владимир Мартынов (1946) закончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского в 1971 году. В его первых крупных сочинениях была использована сериальная техника. В 1973 году он начал работать в электронной студии музея им. Скрябина, в котором встречались ведущие представители русского музыкального авангарда (такие как Э.Денисов, С. Губайдулина, А. Шнитке и другие). Мартынов принимал активное участие в сформированной в студии рок-группе «Бумеранг». Для этой группы он написал рок-оперу «Серафические видения св. Франциска Ассизского» (1978). В то же время, параллельно Арво Пярту и Валентину Сильвестрову, он разрабатывал возможности минимализма.
Чрезвычайное разнообразие его интересов привело Мартынова к изучению народной музыки, в процессе которого он много путешествовал по России, Кавказу и Таджикистану. Кроме того, он изучал теологию, историю религий, философию, средневековую русскую и западную музыку и музыкологию религии. В конце 1970-х годов он погрузился в исследование раннего русского церковного песнопения, а также публиковал собрания сочинений Изаака, Машо, Габриели, Данстебля и Дюфаи. В тот же период он преподавал в Богословской семинарии Троице-Сергиевской лавры в Сергиевом Посаде. Большинство сочинений Мартынова того времени написаны в жанрах церковной музыки. В его более поздних сочинениях сочетаются эксперименты раннего периода его творчества, продолжающееся увлечение минимализмом и разработка религиозной тематики.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда