Культурный центр ДОМ

22 сентября 2002

IV международный фестиваль японской музыки в Москве ДУША ЯПОНИИ (NIHON-NO KOKORO)
ПУСТОЕ НЕБО (KOKU)
музыка для бамбуковой флейты сякухати
с участием Кохэя СИМИДЗУ (Япония)

ПОЛНАЯ ЗЕМЛЯ
музыка для барабанов тайко
Ансамбль ГОГАВА (Япония)

[традиционная японская музыка]

КОХЭЙ СИМИДЗУ (флейта сякухати)
в рамках Четвертого международный фестиваля японской
музыки "Nihon-no Kokoro" ("Душа Японии"), сентябрь-декабрь 2002

Информация на сайтах:
www.japantoday.ru
http://russia-japan.nm.ru

В один из осенних дней 1996 г. в Москве, в уютной переговорной комнатке компании JAL (Японские авиалинии) шел динамичный и очень деловой разговор. Нет, не об организации авиатуров Москва-Токио и не о спонсорской деятельности компании, а о том, что ансамблю японской музыки "Wa-On" при Московской консерватории необходим педагог по японской флейте сякухати. Дело в том, что тогдашний глава Московского представительства JAL, г-н Кохэй Симидзу, оказался прекрасным исполнителем на этом дивном инструменте. Правда, он сразу же заявил, что работа по другой специальности не позволяет ему считать себя профессионалом сякухати. Но мы уже знали, что Симидзу-сан прошел серьезную выучку у выдающегося мастера Тэсигавара Тэкию, возглавлявшего школу "Котику-кай" в традиции Кинко. Шаг за шагом он был удостоен последовательно 4-х дипломов: "Шоден" (1-я ступень), "Чудэн" (2-я ступень), "Окудэн" (3-я ступень), "Кайдэн" (заключительная ступень). Диплом мастера был присужден ему вместе с профессиональным музыкантским именем Симидзу Косэцу. В настоящий момент г-н Симидзу работает в Токио, в одной из дочерних компаний JAL, и регулярно, каждый вторник занимается музыкой под руководством Нанкобо Тамами, дочери Тэсигавара Тэкию, известнейшей исполнительницы на кото и сямисэне. Так же регулярно он приезжает в Москву, к своим ученикам, дает уроки и вместе со своими воспитанниками выступает в концертах в дни фестивалей "Nihon-no Kokoro" ("Душа Японии").

Сякухати (кит. чи-ба) - продольная бамбуковая флейта с 5-ю отверстиями, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. По мнению некоторых исследователей, сякухати ведет свое происхождение от египетского инструмента саби, проделавшего долгий путь в Китай через Ближний Восток и Индию. Стандартная длина - 1,8 японских футов (54,5см) - определила само название инструмента, так как "сяку" значит "фут", а "хати" - "восемь". Впрочем, существует около 20-ти разновидностей сякухати.

На инструменте можно извлекать все 12 тонов хроматической гаммы, добиваясь тончайших эффектов в интонации, не доступных западной флейте, в том числе таких красочных звуковых эффектов как шорох, шелест и пр. Основной же характерный звук сякухати поражает мягкостью и густотой тембра.

Почти одновременно с появлением сякухати в Японии зарождается представление о сакральности музыки, исполняемой на флейте. В своде основных принципов учения Фукэ-сю "Хонсоку" говорилось: "Сякухати - это инструмент Закона (Дхармы) и в ней заложены бесчисленные значения. Сякухати сделана из трех колен бамбука и разделена на две части. Три колена - это Небо, Земля, Человек. Четыре верхних отверстия - солнце, одно нижнее - луна, пять отверстий - это также пять элементов. В целом сякухати - источник всех вещей. Если человек играет на сякухати, все вещи приходят к нему. Его разум, область света и область тьмы становятся одним". Раздел, посвященный сякухати, завершался словами: "одной бамбуковой трубкой повернуть колесо Закона".

В другом дзэнском источнике, "Кётаку Дэнки" объясняется зарождение традиции странствующих монахов и формирование канонического духовного музыкального репертуара, названного Хонкёку ("Главные мелодии"). Классические пьесы сольного репертуара сякухати в жанре хонкёку стали, пожалуй, наиболее непосредственным музыкальным выражением философии, эстетики и практики дзэн-буддизма, что не могло не определить уникальность произведений этого жанра. Звучание сякухати несет на себе отпечаток ритмов природы, человеческого организма и служит показателем способности музыканта достичь состояния "фу-ни" ("не-два"). Понятие "овладеть сякухати" означало "отрешиться от всех органов чувств и превратить свое сознание в подобие куска дерева, когда этот кусок дерева неожиданно вздрагивает и производит шум, в тот самый момент вы чувствуете себя львом, свободно гуляющим, где ему вздумается, так как ничто не может его потревожить, в этот момент вы чувствуете абсолютный покой, вот и все".

Звук флейты сякухати был избран дзэнскими монахами как одно из наилучших средств для медитации. Преподобный Иккю Содзюн (1394-1481), настоятель крупнейшего столичного храма Дайтокудзи, а кроме того поэт, живописец, каллиграф, религиозный реформатор и эксцентричный философ, сравнивал игру на сякухати со звуковой атмосферой чайной церемонии. Шум закипающей воды в котелке, постукивание венчика при взбивании чая, бульканье воды, - все это призвано создавать ощущение гармонии, чистоты, почтения, тишины. Те же цели достигались и при игре на сякухати, когда человеческое дыхание из глубины души, проходя через простую бамбуковую трубку, становилось дыханием самой жизни." Играя на сякухати, - писал Иккю, - видишь невидимые сферы, во всей вселенной только одна песня".

В XX в. сякухати участвует в исполнении практически всех видов и жанров музыки: японской классической, народной, популярной, джазовой, музыки западного стиля, авангарда, в ансамблях с инструментами других мировых музыкальных культур. В настоящее время, помимо Японии, традиция получила распространение в США, странах Европы (особенно Германии), России, Австралии и др.
Традиция сякухати оказала большое влияние на современное музыкальное искусство.

Ансамбль "ГОГАВА"

Считается, что барабаны тайко появились в Японии около 2000 лет назад и первоначально использовались для устрашения неприятеля на поле боя. Кроме того, на протяжении всей истории они играли важную роль в ритуалах двух основных религий государства - синтоизма и буддизма. Тайко стал первым японским музыкальным инструментом, получившим широкую известность во всем мире. До 50-х годов о нем знали только в Японии, но благодаря творческому эксперименту джазового барабанщика Дэйхати Огути, который использовал тайко в одном из своих концертов, этот почитаемый в Японии инструмент начал свое победное шествие по миру.

Сейчас в Стране восходящего солнца и рисовых колосьев насчитывается около 5000 музыкальных групп играющих на тайко, и у каждой из них есть собственный "фирменный" ритм.

История создания группы "Гокава" связана с трагическими событиями тридцатилетней давности. Случилось это в июле 1972 года…

Река Го берет своё начало в горах префектуры Хиросима и несет свои воды к Японскому морю по территории префектуры Симанэ. В нижнем течении Го расположен город Кавамото, жители которого, сохраняя и передавая из поколения в поколение вековые традиции речного судоходства, переправляют грузы вверх и вниз по реке. Однако река не всегда была благосклонной, одаривая жителей щедротами своих богатств. Однажды в сезон дождей река взбунтовалась и вырвалась из берегов, огромные толщи воды обрушились на Кавамото... Ущерб от наводнения был огромным, и многие лишились крова и средств к существованию. И вот, несколько молодых людей из числа тех, кто пострадал от наводнения и был вынужден ютиться во временных убежищах, не стали предаваться унынию, а начали… бить в барабаны, искренне веря, что воодушевляющий бой барабанов тайко поможет им найти силы на восстановление разрушенного стихией города. Так зародилась идея о создании коллектива "Гогава".

С 1972 года группа начинает концертную деятельность. Представляя префектуру Симанэ, музыканты принимают активное участие в различных фестивалях Японии, снимаются на телевидении (NHK, BBC) а также выезжают на гастроли за рубеж. В 1993 году группа выступила на фестивале японской культуры в Париже и дала несколько концертов в Лондоне.

24 СЕНТЯБРЯ ансамбль "ГОГАВА" выступит в ДОМЕ ДРУЖБЫ



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда