Культурный центр ДОМ

14 марта 2002

Фестиваль работ Теодора ТЭЖИКА - ДУРНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ
ДУРНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ-1
ЗГА (Петербург)
[перформанс]

Теодор Тэжик относится к разряду художников, чье имя известно немногим
любителям и знатокам, но работы которого знают все. Все мы неоднократно
видели и полюбили, ставший уже культовым фильм Георгия Данелия
"Кин-дза-дза", "вещный" мир которого ("пепелацы", "гравицапы" и т.д.) создан
Теодором Тэжиком. Помимо кино, Тэжик много работает в театре, а также
занимается своими перформанс-проектами. Тэжик - художник, вышедший далеко
за пределы театрального искусства, ломающий устоявшиеся стереотипы грубо
размалеванных задников и превращающий своими художественными средствами
сценическое действие в зрелищное шоу с движением, потоками огня, воды и
самыми настоящими бурями, разыгрывающимися прямо на сцене. В этой выставке
Тэжик демонстрирует, как с помощью музыкальных машин любое пространство, в
данном случае - пространство ДОМа, превращается в мастерскую алхимика.
На время фестиваля ДОМа вместит в себя огромные волынки (самая большая - 9
метров!), гигантскую трубу (12 метров!) и многочисленных гостей - участников
фестиваля. И инструменты и гости будут играть, некоторые даже петь, а в
целом это значит, что каждый день зрителей ждет что-то новое. Завершит
фестиваль грандиозное действо под условным названием "Тэжик-масленица".
Народная музыка, импровизированный карнавал, выход праздника на улицу (при
благоприятных погодных условиях), блины и настоящее масленичное гуляние
гарантированы.


ЗГА (Петербург)

Когда в 1984г. образовалась "ЗГА", мне очень быстро стало ясно,что тех
навыков игры на муз. инструментах,которые у меня были со времен муз. школы
явно недостаточно.Сосредоточиться и углубленно освоить какой-нибудь
инструмент мне показалось малопреспективной тратой времени.А музыку хотелось
делать такую,чтобы "за державу не было обидно."Тут-то и подвернулись под
руку пару килограммов пьезодатчиков.Затем я много лет парился с этими
датчиками,придумывая для них различные
конструкции -пружинные,струнные,ударные..У меня никогда не было цели
создавать звучащие объекты - меня интересовали лишь необычные тембры,которые
получались при использовании технологии пьезодатчиков.Я никогда не думал о
внешнем виде получавшихся конструкций,а только об их компактности, т.е.
чтобы они легко собирались,были бы как можно меньшего размера и веса,чтобы
они были относительно легко транспортабельны...Получаемые из конструкций
звуки также не были самоцелью.Главное было заставить эти звуки раболтать в
контексте композиции,обуздать их для конкретной музыкальной задачи - не дать
себе пойти за найденным звуком,а наоборот,подчинить его и использовать по
мере надобности.Такой подход привел к успеху - 4 пластинки изданные на
Recommended Records рассматривались критиками как музыкальные явления, а
тембральное своеобразие - как элемент языка группы Теперь оказалось,на мой
взгляд, плюсом то обстоятельство,что в те времена у нас не было приличной
записывающей техники, иначе все могло пойти по другому пути -все наши
тонно-километров поиска и экспериментов могли быть реализованы каким-нибудь
безумным продюсером и представляли бы из себя бесконечный поток вариаций на
одну и ту же тему...(конечно 4 издания на престижном лейбле это тоже
успех.Кроме наших джазовых звезд,никому не удавалось удержаться на
серьезном издателе.Но я считаю,что успех все же в том, что удалось при
помощи необычных источников звука делать совершенно обычную,стандартную
музыку- рок--н-ролл с вариациями.)
К настоящему времени я считаю, что изучил почти все возможности
использования пьезодатчиков,по крайней мере в пределах тех примитивных
конструкций с которыми я работал.Я знаю какой звук я могу получить и каким
образом, а какой не могу(здесь есть еще над чем поработать).Сейчас я
занимаюсь другими технологиями и,повторюсь, главным для меня является
создание музыкального произведения,т.е. чисто композиторская задача,а какими
средствами я получу нужный результат не играет для меня никакой роли.У меня
нет места хранить всевозможные варианты звуковых конструкций,которые я
собирал,поэтому,когда мне необходим какой-нибудь специальный звучок, я беру
его либо из своего банка звуков на мини-диске,либо из всякого
хлама,которого у меня немало в мастерской,быстренько чего-нибудь сооружаю и
цепляю пьезодатчик.В концертном варианте ЗГА использует лишь самый
необходимый минимум конструкций,максимально компактный и простой.
У меня никогда не было специальных названий для звуковых конструкций, за
исключением 88 года,когда я сделал несколько ящиков.начиненных всяким
хламом - пружинами,пружинками,пластмассками,железячками и прочим мусором.
Тогда они назывались "МУНСТРы"( музыкальный струмент с номером модели,
начиная с 508.Напр. МУНСТР-512 ит.д.).Однако наш издатель Крис Катлер назвал
одну из наших CD "ZGAMONIUMS".С его подачи это слово стало использоваться
как обозначение неких звуковых объектов,которые использует в своей музыке
группа "ЗГА"..Апофеозом этого недоразумения явилось американское издание
"Unusual musical instruments vol.2",( книжка + ЦД сборник), где представлена
1 песня ЗГи и подробно описывается, что такое ZGAMONIUMsы.( я даже получал
письма от глупых американцев с просьбой рассказать как их построить).
Если я все же поеду в Москву,то,по-видимому,прихвачу несколько
железяк,которые попадутся под руку и влезут в чемодан, а там попытаюсь
извлечь из них какие-нибудь глубокомысленные звуки в голом
виде(голый,естественно буду не я ,а звуки,т.е. я не буду использовать
никаких добавочных звуковых "подкладок2, которыми я оперирую в концертах
ЗГи. Ветрофонии и других проектах.)По сути для посвященных это можно будет
назвать "ОБНАЖЕНИЕ ПРИЕМА".Для непосвященных это будет вообще
неинтересно,так как никакой композиции не будет, а будет лишь хаотичная
череда странноватых звуков.По времени это может длиться сколько надо.Но не
менее 5 мин.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда