|
Культурный центр ДОМ 14 марта 2002
Фестиваль работ Теодора ТЭЖИКА - ДУРНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ ДУРНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ-1 ЗГА (Петербург)
[перформанс] Теодор Тэжик относится к разряду художников, чье имя известно немногим любителям и знатокам, но работы которого знают все. Все мы неоднократно видели и полюбили, ставший уже культовым фильм Георгия Данелия "Кин-дза-дза", "вещный" мир которого ("пепелацы", "гравицапы" и т.д.) создан Теодором Тэжиком. Помимо кино, Тэжик много работает в театре, а также занимается своими перформанс-проектами. Тэжик - художник, вышедший далеко за пределы театрального искусства, ломающий устоявшиеся стереотипы грубо размалеванных задников и превращающий своими художественными средствами сценическое действие в зрелищное шоу с движением, потоками огня, воды и самыми настоящими бурями, разыгрывающимися прямо на сцене. В этой выставке Тэжик демонстрирует, как с помощью музыкальных машин любое пространство, в данном случае - пространство ДОМа, превращается в мастерскую алхимика. На время фестиваля ДОМа вместит в себя огромные волынки (самая большая - 9 метров!), гигантскую трубу (12 метров!) и многочисленных гостей - участников фестиваля. И инструменты и гости будут играть, некоторые даже петь, а в целом это значит, что каждый день зрителей ждет что-то новое. Завершит фестиваль грандиозное действо под условным названием "Тэжик-масленица". Народная музыка, импровизированный карнавал, выход праздника на улицу (при благоприятных погодных условиях), блины и настоящее масленичное гуляние гарантированы. ЗГА (Петербург)
Когда в 1984г. образовалась "ЗГА", мне очень быстро стало ясно,что тех навыков игры на муз. инструментах,которые у меня были со времен муз. школы явно недостаточно.Сосредоточиться и углубленно освоить какой-нибудь инструмент мне показалось малопреспективной тратой времени.А музыку хотелось делать такую,чтобы "за державу не было обидно."Тут-то и подвернулись под руку пару килограммов пьезодатчиков.Затем я много лет парился с этими датчиками,придумывая для них различные конструкции -пружинные,струнные,ударные..У меня никогда не было цели создавать звучащие объекты - меня интересовали лишь необычные тембры,которые получались при использовании технологии пьезодатчиков.Я никогда не думал о внешнем виде получавшихся конструкций,а только об их компактности, т.е. чтобы они легко собирались,были бы как можно меньшего размера и веса,чтобы они были относительно легко транспортабельны...Получаемые из конструкций звуки также не были самоцелью.Главное было заставить эти звуки раболтать в контексте композиции,обуздать их для конкретной музыкальной задачи - не дать себе пойти за найденным звуком,а наоборот,подчинить его и использовать по мере надобности.Такой подход привел к успеху - 4 пластинки изданные на Recommended Records рассматривались критиками как музыкальные явления, а тембральное своеобразие - как элемент языка группы Теперь оказалось,на мой взгляд, плюсом то обстоятельство,что в те времена у нас не было приличной записывающей техники, иначе все могло пойти по другому пути -все наши тонно-километров поиска и экспериментов могли быть реализованы каким-нибудь безумным продюсером и представляли бы из себя бесконечный поток вариаций на одну и ту же тему...(конечно 4 издания на престижном лейбле это тоже успех.Кроме наших джазовых звезд,никому не удавалось удержаться на серьезном издателе.Но я считаю,что успех все же в том, что удалось при помощи необычных источников звука делать совершенно обычную,стандартную музыку- рок--н-ролл с вариациями.) К настоящему времени я считаю, что изучил почти все возможности использования пьезодатчиков,по крайней мере в пределах тех примитивных конструкций с которыми я работал.Я знаю какой звук я могу получить и каким образом, а какой не могу(здесь есть еще над чем поработать).Сейчас я занимаюсь другими технологиями и,повторюсь, главным для меня является создание музыкального произведения,т.е. чисто композиторская задача,а какими средствами я получу нужный результат не играет для меня никакой роли.У меня нет места хранить всевозможные варианты звуковых конструкций,которые я собирал,поэтому,когда мне необходим какой-нибудь специальный звучок, я беру его либо из своего банка звуков на мини-диске,либо из всякого хлама,которого у меня немало в мастерской,быстренько чего-нибудь сооружаю и цепляю пьезодатчик.В концертном варианте ЗГА использует лишь самый необходимый минимум конструкций,максимально компактный и простой. У меня никогда не было специальных названий для звуковых конструкций, за исключением 88 года,когда я сделал несколько ящиков.начиненных всяким хламом - пружинами,пружинками,пластмассками,железячками и прочим мусором. Тогда они назывались "МУНСТРы"( музыкальный струмент с номером модели, начиная с 508.Напр. МУНСТР-512 ит.д.).Однако наш издатель Крис Катлер назвал одну из наших CD "ZGAMONIUMS".С его подачи это слово стало использоваться как обозначение неких звуковых объектов,которые использует в своей музыке группа "ЗГА"..Апофеозом этого недоразумения явилось американское издание "Unusual musical instruments vol.2",( книжка + ЦД сборник), где представлена 1 песня ЗГи и подробно описывается, что такое ZGAMONIUMsы.( я даже получал письма от глупых американцев с просьбой рассказать как их построить). Если я все же поеду в Москву,то,по-видимому,прихвачу несколько железяк,которые попадутся под руку и влезут в чемодан, а там попытаюсь извлечь из них какие-нибудь глубокомысленные звуки в голом виде(голый,естественно буду не я ,а звуки,т.е. я не буду использовать никаких добавочных звуковых "подкладок2, которыми я оперирую в концертах ЗГи. Ветрофонии и других проектах.)По сути для посвященных это можно будет назвать "ОБНАЖЕНИЕ ПРИЕМА".Для непосвященных это будет вообще неинтересно,так как никакой композиции не будет, а будет лишь хаотичная череда странноватых звуков.По времени это может длиться сколько надо.Но не менее 5 мин.
|
|
|
|
|