Культурный центр ДОМ

24 января 2002

В СТОРОНУ ЛЮДВИГА или ТАНЦЫ КАЛИ-ЮГИ - Выставка и фестиваль работ Владимира МАРТЫНОВА
УДАРНЫЕ +

Ансамбль Ударных Инструментов Марка ПЕКАРСКОГО
Владимир МАРТЫНОВ - фортепиано
Татьяна ГРИНДЕНКО - скрипка
Никита КОЧЕРГИН - контрабас

[новая музыка]

«Позволю себе напомнить одну довольно известную историю, которая произошла на далеком острове, затерянном в бескрайних просторах Тихого океана. Во время
Второй мировой войны американцы стали использовать этот остров в качестве
военной базы. На остров садились американские самолеты, американские летчики
дарили местным дикарям жвачку, консервы и прочие атрибуты цивилизации, а
местные дикари почитали американских летчиков за богов, прилетевших с неба и
одаривающих их небесными дарами. Война закончилась и американские самолеты
перестали прилетать на остров. Тогда дикари построили самолет из травы,
цветов и веток кустарника для того, чтобы боги увидели с неба изображение
самолета, вспомнили о дикарях и снова прилетели бы к ним с небесными
подарками.

Дух великой западноевропейской музыки давно отлетел от нас, и я всего лишь
жалкий дикарь, пытающийся напомнить о себе покинувшим нас небожителям. Мои
вещи - это всего лишь самолеты из травы, имитирующие настоящие самолеты -
вещи Обрехта, Гайдна, Шуберта, Малера или Шенберга. Они не предназначены для
того чтобы летать. Они предназначены для того чтобы привлекать внимание
богов. Они предназначены для того чтобы напоминать о нас отлетевшему от нас
духу великой западноевропейской музыки. А может быть они предназначены для
того чтобы напомнить нам об отлетевшем от нас духе великой
западноевропейской музыки. Кто знает? Во всяком случае, это и есть то, что
Леви-Стросс называет бриколажем». Владимир Мартынов

Владимир Мартынов— один из немногих композиторов, чья известность выходит за рамки узкого профессионального круга. Он сочиняет произведения на богослужебные тексты и минималистские опусы, активно сотрудничает с режиссерами театра и кино. Композитор успешно работает с Анатолием Васильевым (спектакли "Плач Иеремии" и "Моцарт и Сальери") и Юрием Любимовым. В позапрошлом году Мартынов получил главную музыкальную награду фестиваля "Кинотавр" за музыку к фильму Александра Прошкина "Русский бунт". В рамках программы III Всемирной театральной Олимпиады прозвучало сочинение Мартынова "Апокалипсис".
История началась в 70-е, когда вокруг недавнего выпускника консерватории сформировался узкий, но блестящий круг соратников и поныне верный композитору: пианист Алексей Любимов, скрипачка Татьяна Гринденко, контрабасист, выучившийся играть на виоле да гамба, Анатолий Гринденко, исполнитель на ударных Марк Пекарский, певица Лидия Давыдова, флейтист Олег Худяков, фольклорист Дмитрий Покровский, а позже также пианист Антон Батагов, ансамбли "Сирин" и "4'33".

Исследовав добаховскую музыкальную традицию, Владимир Мартынов обратился к рок-музыке и в 70-е написал несколько сочинений, среди которых "Гимны" (1978) и рок-опера "Серафические видения Франциска Ассизского" (1978). Будучи еще студентом теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, Мартынов ездил в фольклорные экспедиции и, в итоге, увлекся русской народной музыкой, что отразилось в его сочинениях. Позднее к русскому фольклору добавился восточный (от казахского до чукотского), а также западный (от немецкого до испанского). Исполнители, собравшиеся вокруг Мартынова, вместе с ним вошли и в фольклорный мир. Одна из самых заметных премьер середины 1990-х - "Ночь в Галиции" для фольклорной группы и струнного ансамбля на тексты Велимира Хлебникова и русалочьих песен из "Сказаний русского народа" Ивана Сахарова (закончена в 1996 г.) - была представлена на фестивале "Альтернатива" ансамблями Дмитрия Покровского и Татьяны Гринденко.

Есть у Мартынова и сочинения, близкие к исходным образцам минимализма: "Танцы Кали-Юги эзотерические", "Народный танец" для фортепиано, "Страстные песни" для сопрано и камерного оркестра на стихи Иоганна Венцлера. В этом опусе повторяемыми сегментами служат целые строфы протестантского хорала (не цитируемые - сочиненные вновь), такие, какими обычно заканчиваются кантаты Баха.
В середине 80-х появляется "Войдите!" для скрипки, струнного оркестра и челесты. Сочинение состоит из повторений большой формы, напоминающей об экспозициях крупных романтических сочинений. Идея значимой паузы, "паузы-иного" развивается в "Магнификате" (песнопение на праздник Благовещения), созданном через восемь лет - в 1993 г. Одна из книг, пропетых Мартыновым, - Книга пророка Иеремии. В 1992 году завершена грандиозная (90 минут) оратория "Плач Иеремии". В 1997 г. Мартынов закончил оперу "Упражнения и танцы Гвидо" на тексты Бонавентуры, анонимного стихотворного Миланского трактата об органуме и самого Гвидо д'Ареццо - кантора, которому выпало изобрести линейную нотацию и тем самым дать толчок становлению европейской композиции.

На фестивале давние друзья и единомышленники Владимира Мартынова исполнят произведения, ярко характеризующие различные этапы развития композитора.

ПРОГРАММА:

АСАНА для контрабаса (1974)
КОАН для скрипки (1996)
ПРЕДМЕТЫ И ФИГУРЫ на текст Хармса (1999)
О КОНЦЕ ПОЭЗИИ И МУЗЫКИ на текст Введенского (1999)
ИЕРАРХИЯ РАЗУМНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1978-1992)

Марк Пекарский, давний друг и соратник Владимира Мартынова, легендарный исполнитель на ударных инструментах, создатель нового жанра в современной музыке - percussion performance, организатор и бессменный руководитель единственного в нашей стране постоянно концертирующего ансамбля ударных инструментов, обладатель эксклюзивного репертуара, автор статей и книг, основатель класса ансамбля ударных инструментов в Московской Консерватории, член жюри международных конкурсов. Для Пекарского писали такие композиторы, как Э.Денисов, А.Шнитке, С.Губайдулина, А.Кнайфель, В.Мартынов.
Мировая известность к Ансамблю Пекарского пришла в 1986 году на Берлинском фестивале Festwochen. Наутро после исполнения "Юбиляции" Губайдулиной, "Тотема" Артемова, "Распорядка дня" Мартынова музыканты проснулись знаменитыми. "Может ли музыка для ударных держать внимание целый вечер? Может, если речь идет о такой блестящей группе, как ансамбль Марка Пекарского", "…этот коллектив - катализатор творчества советских композиторов", писали Berliner Morgenpost и Tagesspiegel. Последовали выступления на европейских фестивалях: "Warsaw autumn" в Польше, "Wien Modern" в Австрии, "Sacro Art" и "International Junifestwochen" в Германии, "New Beginnings, Soviet Arts in Glasgow" в Англии, "Fete de la percussion" и "Rencontres internationales de percussion, Maison de Radio France" во Франции - и других.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда