Культурный центр ДОМ

08 января 2002

ВЕРТЕП - народная драма СМЕРТЬ ЦАРЯ ИРОДА
музыка народная, а также музыка и аранжировка ПАВЛА КАРМАНОВА

участники:

Ансамбль древнерусской музыки СИРИН п/у Андрея КОТОВА
Академия Старинной Музыки (OPUS POSTH) п/у Татьяны ГРИНДЕНКО
Ансамбль Ударных Инструментов п/у Марка ПЕКАРСКОГО
Оркестр ГНЕСИНСКИЕ ВИРТУОЗЫ п/у Михаила ХОХЛОВА
Рок-группа ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ п/у Романа СУСЛОВА
Теодор ТЭЖИК - декорации и звуковой объект DOODLZAK

[народная драма]

Группа деятелей искусства возрождает традиции празднования светлого Рождества. Некогда повсеместно исполняемая на ярмарках народная драма как часть народного гуляния обретает новую жизнь в современном пространстве Концертного зала им. Чайковского. Восстановить в себе и в окружающих светлый смысл Рождества и совместно приобщиться радости, воспеть её всеми способами - вот цель организаторов.

"Вертепное действо", "Вертеп", иначе еще называемое "Смерть царя Ирода" - это древняя мистерия, которая, сохранившись в памяти народа, удивительным образом связала славянскую мифологию и систему христианского мировоззрения. Возникнув в глубине веков и являясь частью христианской культуры, это действо впитало в себя народный дух и народные представления о мире, человеке, Боге. Игралось "Вертепное действо" на Рождество Христово, так как его содержание повествует о рождении Иисуса Христа и событиях ему сопутствовавших, поэтому структура действия "Вертепа" сохранилась и по сию пору в своей традиционной форме: рождение Христа, поклонение пастухов и волхвов, избиение младенцев царем Иродом, бегство спасителя в Египет, плач Рахили, смерть царя Ирода и Христославие.

Символическое действо мистерии разыгрывалось как кукольный театр, а также игралось "вживую" крестьянами-актерами. И также как ортодоксальное богословие всегда использовало достижение прошлых культур (чужие языки египетской культуры или античной философии), "живой звук" народной мистерии для своего "воплощения" традиционно пользовался "подручными средствами" - гласами монастырских распевов, мелодиями былин, календарных, лирических и плясовых песен, а порой и просто мотивов, сложившихся в той или иной местности или общине.

Именно "золотое зерно" живого исполнения, мистическим образом сохранившееся в действе как душевный порыв в ответ на духовное просвещение, одушевление и национальная ассимиляция евангельских образов позволили "Вертепу" донести до наших дней первозданную чистоту и радость народного праздника.

Преисполненная рождественских настроений публика попадает в концертный зал, украшенный ёлками, гирляндами, отовсюду сыплется конфетти и серпантин. При входе звучит тихая сказочная музыка, публику угощают спиртным, дают конфету. Зрительный зал наполнен таинственным мерцанием. На сцене на сооружённых разноуровневых конструкциях - места для музыкантов. По бокам сцены светятся огни звукоусилительной аппаратуры. Чуть выше и везде через всё пространство зала протянута новогодняя мишура, свободно свисающая и подсвеченная в зелёны х тонах. За местами для музыкантов и между ними в качестве декораций стоят причудливые металлические конструкции и старинные вертепы - красивые резные деревянные ящики с кукольными декорациями.

Музыканты выходят по очереди и присоединяются к исполнению уже давно звучащего общего симфонического вступления в минималистской технике. Яркая и праздничная постоянно повторяющаяся структура звучит всё громче и разрастается во всеобщее ликование. Но, обрыв - и Ансамбль СИРИН начинает представление традиционного древнерусского вертепа, аранжированного композитором с присущей ему красочностью. Действие перемежается интерлюдийными эпизодами, рисующими разные картины - пасторальные в эпизодах с пастухами и ягнятами или героически-сказочные - палаты царя Ирода. Сюжет вертепа развивается, достигает кульминации и общее действо окончательно перерастает в искрящееся бенгальскими огнями рождественское ликование, сотрясая КЗЧ громовыми раскатами ударных, колоколов и мощными органными аккордами. Постепенно праздник успокаивается, музыка затихает, мерцая подобно новогодней ёлке. Войдите!



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда